Татьяна Копяткевич - Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»

Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»
Название: Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»
Автор:
Жанры: Религиозные тексты | Христианство | Духовная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»"

«Постановления святых апостолов» – древний памятник христианской письменности, который православное Предание возводит к самим основателям первых Поместных Церквей – двенадцати ученикам Христовым. Несмотря на несколько редакций, которые они претерпели с I по IV век, «Постановления» сохранили подлинный апостольский дух и с древности пользовались огромным авторитетом на Православном Востоке. В этой книге мы публикуем выдержки из «Постановлений святых апостолов» о благочестии и жизни христианской в надежде, что они принесут пользу благочестивому читателю.

Бесплатно читать онлайн Благочестие апостольское. О благочестии и жизни христианской по «Постановлениям святых апостолов»



Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС Р15-511-3125



Текст приводится по изданию: Постановления Апостольские в русском переводе. Казань, 1864.


О «Постановлениях святых апостолов»


Господь Иисус Христос есть глава Церкви, которую Он приобрел Себе Кровью Своей (Деян. 20, 28). В Своей прощальной беседе с учениками Он свидетельствует, что все, что поручил Ему Отец, Он совершил и что те слова, которые Он говорил апостолам, – не Его, но пославшего Его Отца (Ин. 14, 24). И служение апостолов – сделать эти Божественные слова достоянием Церкви: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21). Утешитель же, Дух Святым, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). Таким образом, вся полнота истины, которую принес Господь, стала достоянием двенадцати и передана Церкви. По словам священномученика Иринея Лионского, апостолы в полноте положили в Церковь, как богач в сокровищницу, все, что принадлежит истине[1]. Но истина – это не только вероучительные формулировки и догматы. Как известно, чистоты веры не бывает без чистоты жизни. Апостолы оставили нам не только правило веры, но и правило благочестивой жизни.

Идите, научите все народы, крестя их (Мф. 28, 19), – было сказано двенадцати, и они делали это, основывали церковные общины везде вплоть до самых дальних уголков тогдашнего мира. Они учили новообращенных чад Церкви христианской вере и жизни по этой вере. Кроме собственно корпуса Посланий, которые входят в Новый Завет, апостолы не писали ничего. Тем не менее при огромном уважении первых христиан к тем, кто родил их в Духе, неудивительно, что все их наставления тщательно собирались и бережно хранились, передаваясь из поколения в поколение. Так возникли те памятники христианской письменности, которые православное Предание неизменно возводит к двенадцати основателям первых христианских Церквей. Эти памятники проникнуты подлинно апостольским духом, хотя, пройдя через руки многочисленных редакторов, составителей и компиляторов, они с полным на то основанием датируются учеными, изучающими их, гораздо более поздним временем. Таково, например, «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи»), датирующееся рубежом I и II столетий, в котором наставления о христианской вере и нравственности излагаются от лица двенадцати учеников Христовых. Гораздо более поздним временем, III веком, датируется «Наставление апостольское», которое составлено неизвестным редактором в виде общего соборного послания апостолов, в котором идет речь о разных сторонах церковной жизни. Эти два памятника, а также каноны священномученика Ипполита, написанные им для Римской Церкви в 218–222 годах, и лежат в основе «Постановлений святых апостолов», которые по сути представляют собой сборник-компиляцию из источников, имеющих апостольское происхождение. Неизвестный составитель (или составители) собрал их вместе и разделил на восемь книг, подвергнув текст своей редактуре. Возможно даже, что сборник переживал несколько редактур в разные века и в разных странах. Последнюю редактуру обычно относят к III или началу IV века.

Полное название сборника – «Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина». По форме это – наставление, переданное от лица двенадцати епископам юной Христианской Церкви. Кратко суть его можно выразить словами апостола Павла, обращенными к его ученику Тимофею, которого он рукоположил в епископа Ефесской Церкви: Чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). По содержанию же это – постановления первого в истории Церкви Собора, на который в Иерусалим собрались апостолы для разрешения недоумений, связанных с христианами, обращенными из язычников, а также отдельные апостольские постановления и учения, собранные позже и внесенные, как явствует из названия сборника, святителем Климентом Римским[2]. (Так, Книга Деяний (Деян. 16, 4) повествует, что апостолы Павел и Варнава после Собора в Иерусалиме, проходя же по городам… предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.) Сюда примыкают также вставки, добавленные в «Постановления» уже после смерти святителя Климента либо его преемниками на Римской кафедре, либо одним из Соборов, состоявшихся в период с конца II – начала III века.

У «Постановлений» непростая судьба. Этот сборник с древности пользовался на Востоке высочайшим авторитетом, о чем свидетельствует 85-е Правило святых апостолов, где он поставлен в ряду книг Ветхого и Нового Заветов под названием «Постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно[3])». Он дошел до нас во множестве древних переводов на латинский, греческий, сирийский, арабский, эфиопский[4] языки, что говорит о широком распространении этого сборника в Древней Церкви. Однако уже в 691 году Трулльский Собор своим 2-м правилом отверг эту книгу: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных апостолов восемьдесят пять правил. Поскольку же в этих правилах повелено нам принимать оных же святых апостолов постановления, через Климента переданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия и помрачившее для нас благолепную красоту божественного учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, эти Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение». Это значит, что отцы Собора лишили этот сборник той юридической обязательной силы, которую он имел до этого, «однако Собор этим не отрицает решительно значения этих постановлений, так как признает, что их основание составляет “благолепная красота божественного учения”, Собор лишь предупреждает интересующихся этими книгами, что книги эти, каковыми они были в их время, не могут служить руководством для епископов»[5].

Доказательством того, что именно так Церковь понимала это правило Трулльского собора, служит существование множества рукописей «Апостольских постановлений» начиная с Х века.

Отрывки из 8-й книги и после 691 года продолжали включаться в греческие церковно-правовые сборники; они вошли и в нашу «Кормчую книгу», которая служила каноническим руководством в Русской Церкви в XVII веке


С этой книгой читают
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике новомучеников и исповедников Российских преподобномученицу великую княгиню Елизавету. В этой книге рассказывается об удивительном жизненном пути этой женщины, приведшем ее из маленького немецкого герцогства в Россию, где Господь сподобил ее сначала принять Православную веру, а затем и претерпеть мученическую кончину, даровав ей венец победы над немощью и смертью.
Творения святителя Иоанна Златоуста с древности были любимым чтением жаждущих премудрости православных христиан, не утратили они своей актуальности и сегодня. В этом сборнике помещены выдержки из творений святителя по самым разным темам: о любви к Богу и ближнему, о добродетелях и страстях, об отношениях в семье и воспитании детей. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.
Эта брошюра предназначается для помощи тем, кто собирается приступить к причастию, или Таинству Евхаристии. В ней кратко рассказывается о том, когда установлено это Таинство, в чем его смысл, кому можно и кому нельзя причащаться, а также как подготовиться к нему самим и подготовить ребенка. Для самого широкого круга читателей.
Эта брошюра предназначается для помощи тем, кто собирается приступить к исповеди. В ней кратко рассказывается о том, когда установлено Таинство Покаяния, что такое исповедь, а также как подготовиться к ней самим и подготовить ребенка. Для самого широкого круга читателей.
Блаженную Ксению считают покровительницей Петербурга, но она не только оберегает город, но и помогает всем обратившимся к ней за помощью: влюбленным девушкам и студентам, больным и лишившимся работы, бизнесменам и бесплодным женщинам, всем нуждающимся в ее покровительстве и молитвенном предстательстве перед Господом.Люди по всей стране молят: «Сделай, как сама знаешь!» И она помогает, если человек взывает к ней с верой и смирением.
Апокалипсис всегда – это возможность прочитать текст Нового завета с точки зрения психологии, нейропсихологии, религиоведения, антропологии, политологии и не потерять при этом традиции. Сегодня есть две крайности: одна – это полностью сакрализировать текст, окружить его туманом непонятности, мистичности и догматизма; другая, наоборот, – полностью разоблачить текст, выплеснув с водой ребенка, обесценить, показать, что все, что написано – это не бо
Эта книга содержит полный перевод «Авадхута-гиты» Даттатреи, каждая строфа которой сопоставляется со схожими по духу и содержанию выдержками из бесед Карла Ренца, одного из самых необычных современных учителей недвойственности.Даттатрея – древний индийский мудрец, который отбросил все привязанности и поднялся над всеми условностями, таким образом обретя полную Свободу и став авадхутой. Карл Ренц называет свои беседы «живыми словами» – они не учат
Погрузитесь в мир молитвы и размышлений с произведениями святого Ефрема Сирина, одного из величайших христианских богословов IV века.Эта книга – истинный путеводитель для вашей души, наполненный мудростью и светом.Каждая молитва – это диалог с Богом, оживляющий вашу веру и приближающий к духовному прозрению. Словам Ефрема присуще неповторимое сияние, способное коснуться сердца. Литературное мастерство Ефрема сочетает поэзию и глубокую христианску
Конкуренция – страшная вещь.Что может быть добрее и человечнее, чем няня, заботящаяся о Ваших детях. Няня, созданная только для этой цели, существующая лишь для безопасности и уюта своих питомцев…
«Мой первый рассказ, опубликованный в «Planet Stories» – самом жутком из низкопробных журналов того времени. Я принес четыре экземпляра в магазин пластинок, где тогда работал, а один из покупателей в ужасе уставился на меня и спросил: «Фил, неужели ты это читаешь?» Пришлось признаться, что не только читаю, но и пишу…»
В монографии рассматриваются результаты исследований стилей как психологических систем адаптации к среде, к части среды: индивидуальных стилей деятельности, когнитивных, эмоциональных, психомоторных, саморегуляции, стилей жизни, поведения, общения, активности, стилей руководства и др. Обсуждаются дискуссионные вопросы проблемы стилей. Задачами предпринятого историко-теоретического анализа являются: поиск и разработка методологических оснований, п
В книге рассматриваются методологические и теоретические проблемы деятельности. Показано, что сущностью психологического познания деятельности является всестороннее изучение деятеля. Человек сущий раскрывается как человек действующий.Проводится анализ представлений о деятельности отечественных ученых. Раскрываются понятия «жизнь», «поведение», «деятельность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности».Предлагается авторская модель псих