Книга «Блокпост-47Д» состоит из двух частей. В центре повествования – реальный блокпост, на котором много лет несли боевую службу якутяне, но автор дал ему номер – «47Д», это неправильно: в первом издании автор по многолетней профессиональной привычке чересчур замесил и законспирировал все происходящее. Тем не менее, ребята, которые работали на этом посту, узнают и людей, и описываемые места, а некоторые даже самих себя – это горячий Шелковской район, и стоящий на федеральной трассе одинокий степной блокпост-36Д со всеми потрохами. Но никто из них при разговорах со мной на этот казус не указал: тоже профи. Думаю, пришло время раскрыть читателю эту маленькую тайну.
Конечно, нарисованы и другие места Северного Кавказа: куда только якутян не посылали: и горы, и города, и глухие аулы. И эти места ребята узнают: «Да, так оно было»…
По большей части здесь описан быт и ежедневный труд милиционеров якутских отрядов на многострадальной земле Северного Кавказа. К жанру «приключения» все это можно отнести с большой натяжкой.
Если кто из бойцов или командиров себя узнает по описанию или наитию, знайте, дорогие, что каждое слово о вас писалось с великим уважением. Есть и собирательные образы, есть доля вымысла и хохмы, основанные на правде.
Никакого оскорбления или восхваления какой-либо религии или национальности здесь уважаемый Читатель не найдет. Те, кто бывал на Северном Кавказе, знают, что спецотряды принято называть по принадлежности к региону или городу: самарцы, чуваки (чуваши), ежики (ижевцы), новосибы и т. д. А вот у бандитов национальности, как известно, вообще не существует и даже понятие «человек», к ним можно отнести с большой натяжкой.
Черный юмор, отчасти присутствующий в этом опусе, не является целью писавшего или показателем затоптанности его души. Это есть тень и осадок циничной правды жизни. В инструкциях для специальных огневых групп военными психологами красной линией проводится мысль о том, что если во время боевых действий башка перестает что-либо соображать, а крыша начинает «съезжать», то необходимо где-нибудь притулиться, сконцентрироваться и без лишней суеты, не торопясь, постараться вспомнить таблицу умножения. Хотя бы начав с элементарного «дважды два».
Но практика показывает, что эту инструкцию мало кто читал, а если и читал, то использовать прием «нужно вспомнить таблицу умножения» никто и не пытался.
А вот юмор, пускай даже цвета флага «веселый Роджер», развевавшегося в свое время в расположении самарского ОМОНа, никак не позволяет этой самой «крыше» съехать.
Если кого-то интересует лихо закрученный сюжет, может смело отложить чтение. Потому что основной спецназовский сюжет полностью отсутствует. Грязь войны давно уже не сходит с экранов телевизоров и со страниц печати. Лихие и неправдоподобные спецназовцы заполонили все мыслимые и немыслимые ниши средств массовой информации. Ну, спасу от них нет, устать можно.
Кстати, предупреждение для компетентных органов, так, на всякий случай, чтобы не иметь хорошего заряда для лишних проблем, – все, что здесь написано, прошу считать фантазией больного воображения «съехавшей крыши». Если что-то на что-то похоже, так это сущее совпадение. Ну, да на все воля божья.
А теперь к уважаемому Читателю – все, что здесь видишь, по сути, истинная правда. Но все имена и фамилии изменены, документальная точность хронологии и территориальности событий не гарантированы. Перипетии всех кавказских кампаний: «Восстановление конституционного строя», «Контртеррористическая операция» и «Профилактическая контртерростическая операция» – нещадно перемешаны.
В переводе с мертвой латыни слово милиция означает «войско». В разные времена во многих странах во время гражданских войн создавались отряды вооруженной милиции, следившие за общественным порядком на своих территориях.
Милиция в России в том виде, как она есть сейчас, была создана 28 октября (10 ноября) 1917 г. (СУ РСФСР 1917, №1, ст. 15) и до 1931 г. находилась в ведении местных Советов, а затем – в системе Наркомата (с 1946 г. – министерства) внутренних дел. Первоначально отличительным знаком ревмилиции были красные повязки. На Северном Кавказе во все времена «воины Аллаха» имели зеленые повязки. Но в новейшей истории люди, имеющие зеленые повязки, ассоциируются с бандитами.
В одной из войсковых группировок некто полковник Дурик говорил бойцам якутского сводного отряда милиции, что он специально вызвал милиционеров в свою вотчину, так как у армейцев нет таких больших полномочий по отношению к гражданскому населению, в среду которого обильно вкраплены члены бандформирований. А вот солдаты правопорядка, кроме того, что имеют все функциональные обязанности военных, владеют и огромными законными правами для различного рода проверок территорий и людей. А почему именно якутских, так это потому, что на то время вирус продажности не достиг еще пределов севера России. Об этом же говорили и сотрудники ГРУ.
По поводу стиля изложения тоже можно отмазаться. Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.