Дмитрий Шульман - Боцман (сборник)

Боцман (сборник)
Название: Боцман (сборник)
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Боцман (сборник)"

Время принесло много перемен и в жизнь нашей страны, и в жизнь каждого человека. Именно поэтому я хочу поделиться с читателями грустными и веселыми историями из недавнего прошлого. В своих рассказах я постарался как можно более реалистично описать некоторые события, свидетелем и участником которых я был.

Бесплатно читать онлайн Боцман (сборник)


©Д. Шульман, 2016

© Оформление и иллюстрации Е.Адамов, 2016

©ИД «КОПИРАЙТ», 2016

Предисловие

… Поздняя осень, сухо, снег еще не лег, но по утрам после ночных заморозков пожухлая трава сверкает изморозью и хрустит под ногами. К обеду теплеет, земля на пашне начинает прилипать к сапогам и они становятся тяжелыми, неподъёмными.

Мне пятнадцать лет. Возвращаясь с охоты, в очередной раз встречаю участкового инспектора милиции Алексея Ивановича Волкова. Мы с ним давно знакомы. Дядя Леша осматривает меня с ног до головы, переводит взгляд на неестественно длинный вещмешок, вздыхает и говорит:

– Ну когда же ты, Шульман, школу уже закончишь и уедешь учиться? Как я устал у тебя ружья забирать. Показывай! Что у тебя в очередной раз? Объясняться будешь потом, в милиции, – в этом месте он делает паузу и продолжает с легкой иронией, – где достал, Дима, у кого купил?

Вещмешок, сшитый мной из тонкого брезента, легко открывается, там старое тульское курковое ружье, с разболтанными замками, но удивительно хорошими стволами.

Показал участковому, а вот рассказывать правду точно не буду, все как всегда: шел себе шел, да и нашел… Такие ситуации случались иногда.

Юношеские годы, проведенные в небольшом белорусском городе Пружаны неподалеку от границы, были насыщены рыбалками, охотами и, конечно, спортом. Приходилось бывать и на погранзаставах, на одной из них старшина, фамилию которого, к сожалению, не вспомню, научил меня, двенадцатилетнего мальчишку, стрелять из охотничьего ружья и подарил книгу «Охота на зайцев». С этого и началась взрослая жизнь.

Мой отец в годы войны был стрелком-радистом на штурмовике Ил-2. Его немногословные рассказы о фронтовой жизни и о боевых друзьях, а еще правильные книги, которые он мне давал, оказали на меня огромное влияние.

Был еще один замечательный человек, повлиявший на меня в те годы. Заядлый охотник и рыбак Иван Александрович Ткачев в войну летал на По-2, доставлял почту, несколько раз горел, сажал самолет и снова возвращался в строй.

В городе было много военных частей разных родов войск. Небольшая возвышенность возле забора аэродрома, за которым постоянно взлетали и садились штурмовики, была одним из моих самых любимых мест. Там я мечтал о полетах…

Но жизнь сложилась иначе. В Московской ветеринарной академии я получил специальность зооинженера.

Потом был переезд на Сахалин, комсомольская путевка в милицию, служба оперуполномоченным ОБХСС, учеба в Хабаровской высшей школе милиции.

Жизнь на северном Сахалине была необыкновенно интересной и богатой событиями и встречами с замечательными людьми – геологами, нефтяниками, рыбаками и охотниками.

Время принесло много перемен и в жизнь нашей страны, и в жизнь каждого человека. Именно поэтому я хочу поделиться с читателями грустными и веселыми историями из недавнего прошлого. В своих рассказах я постарался как можно более реалистично описать некоторые события, свидетелем и участником которых я был.


Дмитрий Шульман

Боцман


Влажный нос лежал на передних лапах и чуть заметно вздрагивал. Лапы были очень уставшие, замерзшие за целый день беганья по тайге и совсем уже немолодые. Их владелец растянулся прямо на полу зимовья и, изредка моргая седыми ресницами, смотрел, как проскакивают искры за дверцей неплотно закрытой печки. Временами, не справляясь с усталостью, глаза закрывались и тогда только уши вздрагивали от звуков, показывая, что их хозяин не спит.

На печке грелась сковорода. Молодой парень открыл банку тушенки и ее приятный запах наполнил нагретый воздух зимовья. Влажный нос стал еще влажнее и даже немного приподнялся вверх. Нос принадлежал рыжей, с пробивающейся на морде сединой, лайке, в эту осень ей пошел девятый год. Именно возраст и положил пса у печки, заставляя охотника каждый раз переступать через него. Пес ощущал этот возраст в натруженных лапах, в уставшем теле и глазах, потерявших былую зоркость.

Между тем банка с остатками тушенки наполнилась теплой водой, хлебом и оказалась прямо между лапами возле носа. Темные глаза Боцмана, так звали собаку, благодарно поднялись вверх, а самому ему даже не хотелось шевелиться.

– Ну, поешь немного. Пока мы ужин приготовим, поешь. Устал, старик?!

Боцман пошевелил хвостом и, ленясь вставать, подвинул банку лапой. От съеденного он еще больше утомился, лег набок, растянулся, растопырил пальцы лап, между которыми смешно торчала густая длинная шерсть. Глаза закрылись и, слушая треск дров в печке, тихий шум ветра за лиственничными бревнами зимовья, пес вспоминал свою долгую собачью жизнь…

Восемь лет назад, когда мороз сковывал по утрам лужи, а осенний ветер гонял по льду желтые лиственничные иголки, на свет появились шесть черно-белых щенков и один рыжий. Старый егерь в этот вечер потихоньку ругал и себя, и суку, которая совсем не вовремя ощенилась.

Хотя быть или не быть щенкам решал он сам – летом приболевший Егорыч, сидя вечером у протопленной печи, подумал, что в этом году бегать с собакой он уже не сможет – пришла старость.

Утром он еще сомневался, а потом решил – пусть будут щенки. Как и каждый раз, ждал их с нетерпением, лучше кормил и чаще обычного гладил собаку. Сам он молоко не пил давно, а тут зачастил к соседям, у которых была корова. Когда появились щенки, каждого внимательно осмотрел и сразу решил, что рыжего оставит себе.

К концу месяца уже стало ясно, что выбор сделан правильно. Рыжий первый бежал к миске с едой и наевшись, так что под тяжестью живота сгибались лапы, последний отходил. Причем вся эта процедура по обыкновению сопровождалась грызней, и тогда, совсем наглея, щенок расталкивал своих братьев и сестер и залезал передними лапами в еду, за что был неоднократно наказан Егорычем. Впрочем, рыжего это не останавливало, и он тут же, смешно ковыляя, бочком подбирался к заветной миске. Все щенки после еды укладывались спать и только рыжий еще долго ходил, тормошил их и пытался играть. Когда никто не хотел составить ему компанию, он мог приставать к Егорычу или просто гоняться за своим хвостом. Среди своих он пользовался собачьим уважением и авторитетом, и поэтому Егорыч, в молодости служивший на флоте, назвал его Боцманом.

Время в человеческом измерении идет быстро, а по собачьим меркам еще быстрей. Наступила первая осень подросшего Боцмана. Тайга расцвела красным цветом рябины, лиственницы роняли свои иголки, земля становилась желтой, чистой, как и прозрачный воздух, настоявшийся на запахах осени. Когда почва подмерзла и кедровый стланик в ожидании снега покорно лег на землю, а сидеть дома стало невмоготу, старик не выдержал – собрал продукты, подремонтировал лыжи, подкупил десяток новых капканов. Вообще, все хозяйство было в тайге, и он знал точно, что в каком зимовье у него находится. Знал, где мало дров, где сколько керосина для ламп, куда нужно прихватить пленку, так как медведь частенько то ли из любопытства, а может и от раздражения, разбивает стекла. В этот раз брать с собой стекло он не мог потому, что хотел добраться попутным вертолетом. В семидесятые годы были не только попутные машины, но и вертолеты. Рыбаки и охотники могли договориться с геологами, нефтяниками, а иногда достаточно было и рукой помахать, чтобы вертолет сделал круг и сел на небольшую площадку или поляну в тайге.


С этой книгой читают
До подножья горы Лопатина добирался шесть дней. Огромная вода, броды по пояс в ледяной воде. Много снега, затяжные дожди. На Набельском хребте в конце июня зима. На притоке реки Чамгу пришлось с головой искупаться в ледяной воде. На горе Граничной три больших медведя перекрыли путь! Продолжительная дождёвка на Чамгинском перевале, на бывшей базе лавинщиков.
Книга Татьяны Шороховой, члена Союза писателей России, «Война-спутница» посвящена теме Великой Отечественной войны через её восприятие поколением людей, рождённых уже после Великой Победы.В сборнике представлены воспоминания, автобиографические записки, художественные произведения автора, в которых отражена основа единства нашего общества – преемственность поколений в высоких патриотических чувствах.Наряду с рассказами о тех или иных эпизодах вой
Единый, могучий Советский Союз… Времена не такие уж далекие, и все-таки легендарные…Тайные операции власть имущих и подчиненных им спецслужб – теперь уже далеко не секрет, однако временами всплывает такое, что просто не укладывается ни в одну, даже самую хитроумную схему.Да, для одних это – бизнес, для других – работа, для третьих – любовная драма. Палитра романа широка: от бункеров Третьего рейха до раскаленных ущелий Афганистана, от респектабел
Трудно предположить, что отдали бы влиятельные люди за возможность достать эликсир молодости. Но абсолютно точно можно сказать, что человеку, владеющему секретом, придется нелегко. Укрыться в масштабах Галактики легче, чем на одной планете, но желающих владеть секретом предостаточно. Бессмертие, которое может предоставить эликсир молодости, – путь к достижению долгожданной цели. В противостояние злым замыслам вступает лишь одно существо, обремене
Это второе издание программы, переработанное и дополненное новыми материалами спортивной практики. Первое издание публиковалось в 2003 году Главным Управлением образования администрации Ульяновской области. Приказ № 294 от 04.04.2003 года. Программа по кикушин кан, кёкусинкай, Ашихара-каратэ, Ояма-каратэ, шинкиукушин, киукушинкай, нокдаун-каратэ для образовательных учреждений Российской Федерации составлена в соответствии с Законом Российской Фед
Работа предназначена для подготовки студентов ИФК к практической работе в качестве преподавателей-тренеров по кёкусинкай каратэ (спортивный раздел). Она предусматривает изучение студентами специализации единоборств курса борьбы по разным направлениям: общая и специальная педагогика, общая и спортивная психология, теория и методика физической культуры и спорта, гигиена, физиология, практическое развитие общих и специальных физических качеств, изуч
В этот публицистический сборник включены избранные статьи, очерки, путевые заметки, рассказы и стихотворения автора о Соловецких островах. Одни из них были опубликованы в первой половине 2000-х годов в альманахе «Тишина Соловков», который издавался творческим объединением студентов факультета международной журналистики МГИМО МИД России. Другие – написаны намного позже как воспоминания и размышления о многолетних гуманитарных экспедициях на Солове
Она – подполковник вооруженных сил Северной страны, он – полковник в армии Южной; Вьерне – стратегически важная деревня на границе двух этих стран. Именно там Али Анконен и Ниманд Рехштайнер встречаются, прибыв со своими армиями для захвата Вьерне. Очень скоро командующие враждующих армий понимают, что созданы друг для друга, но любые их отношения – серьёзная измена родине, за что обоих ждёт военный трибунал. К тому же приграничный конфликт приво