Вы входите в храм: кто в первый раз, кто во второй, кто в десятый, кто в двадцатый. Радуетесь сердцем, утешаетесь душой, узнаете много полезного и интересного. Но не так скоро храм становится вам родным домом; а для иных, многие годы посещающих богослужения, он так и остается чем-то внешним, чем-то вроде магазина или театра, куда ходят за некими «духовными услугами»… Давайте поймем, почему так бывает, и исправим дело.
* * *
У нас любят с теплотой вспоминать былое, и не случайно. Особенно много хорошего говорится о супружестве, о прежней прочности семьи, о воспитании детей: несмотря на все невзгоды и неурядицы, семья стояла нерушимо и дети уверенно воспринимали доброе наследие предков, прежде всего – христианскую веру. Как это происходило?
Вот крестят младенчика шести недель от роду; вот в полтора-два года он уже на собственных ножках ходит по храму. Каждое воскресенье, а то и гораздо чаще, он здесь: с родителями, с бабушкой, со старшими братьями и сестрами, с друзьями. А повзрослев, и сам в храм начинает ходить.
Зачем он приходит в храм, что он тут делает? Присматривается, прислушивается, привыкает. Глядит на иконы, на роспись стен, на пламя горящих свечей, на сосредоточенные лица молящихся. Подстраивается под мелодии псаломщика или певчих, разбирает, обдумывает, осмысливает слова молитв, Псалтири, Евангелия. Постепенно, исподволь, шаг за шагом, год за годом вбирает в себя и осваивает строй и дух богослужения.
Заметьте: нет у него ни телевизора, ни компьютера, ни сотового телефона; не шатается он по торгово-развлекательным центрам, не глазеет на рекламу, а грамоте учится чаще всего по церковным книгам. Православная Церковь и ее «полномочный представитель» – приходской храм – остаются для него главным, едва ли не единственным окном в широкий мир за пределами детства: мир видимый и невидимый…
Так проходит десять лет (или чуть больше, или меньше) – и после долгой практики начинается учеба: священник-законоучитель рассказывает детям-подросткам обо всем том, что и без того им близко и хорошо знакомо, приводит в систему, раскрывает смысл. Религиозное образование строилось на широкой и твердой платформе живого практического опыта.
Пускай рассказ этот был суховат и не во всем доходчив; пускай не каждый священник мог в полной мере раскрыть сердца своих юных учеников навстречу Христу… Но яркие и глубокие религиозные впечатления детских лет навсегда оставались в душе нормального человека, закладывали надежную основу здоровой личности и здоровой нации.
* * *
Хорошо это или плохо? Не о том речь. Дело в том, что сегодня этого нет. А если мы откажемся смотреть правде в глаза, если будем упрямо сидеть у разбитого корыта своих воспоминаний и фантазий, то сгубим и себя, и детей…
Что же происходит сегодня? Православный храм открывает двери уже не малому ребенку с чистыми страницами детской души и с перспективой многолетней духовной практики. А кому? Кто ищет здесь помощи в душевных невзгодах и тревогах, кто ищет опоры в возрождении страны?
Ищете вы – взрослые люди с изрядным жизненным опытом, с широким кругозором и еще более широкой сферой интересов, нагруженные множеством трудных жизненных задач и обязанностей. У вас нет возможности посвятить долгие годы плавному врастанию в христианство.
Именно вас, наших современников и сограждан, входящих или желающих войти в православный храм, приветствует на пороге эта небольшая книга. Приветствует и ведет дальше на восток, от дверей в середину храма, туда, где идет богослужение, к царским вратам алтаря, где совершается великое таинство Евхаристии, чтобы храм поскорее стал для вас родным домом, а вы – его законными, внимательными и заботливыми хозяевами.
Слава Богу, книг сегодня издают у нас достаточно, на все вкусы, интересы и способности. Можно читать Священное Писание с различными примечаниями и толкованиями, узнавать об истории религий и христианской Церкви, изучать богословские вопросы, нравственные принципы и пастырские руководства, архитектуру храмов и иконописное мастерство, церковное пение и церковнославянский язык… Немало изданий посвящено главному, что происходит в храме, тому самому, ради чего он построен и существует: богослужению.
Вот приходите вы в субботу вечером в храм и приносите с собой толстенную книгу с множеством полезных сведений: как крестятся и кланяются, как прикладываются к иконам и зажигают свечи, как постятся и устраивают поминки, как едят просфоры и пьют святую воду… Есть там и тексты богослужений, чтобы следить за ними в храме, привыкать, понимать, осваивать – иначе говоря, чтобы они стали для вас своими.
Открываете страничку с заголовком «сенощное бдение» и читаете вслед за поющими: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» Хорошо, все ясно! Но дальше почему-то в книжке написано одно, а хор явно поет что-то другое… А еще ниже книга сообщает: «Стихиры на "Господи, воззвах"»: что это значит? Между тем продолжают читать и петь что-то очень значительное и торжественное; регент возглашает: «Глас Третий!» – а где же были первый и второй? И что это за «глас»? толстой книге не сказано…
Как тут освоишь, если ничего непонятно? Хорошо было тем малым детям, что добрых десять лет по капелькам впитывали церковную жизнь: а вам-то бы надо разобраться в сути дела да своих детей учить, пока не поздно… Иначе богослужение так и останется непонятной «театральной пьесой»!
В надежде на подмогу вы спешите к церковному книжному прилавку. Там, расспросив про вашу печаль, достают с полки внушительную книгу под названием «Октоихь» – и в глазах рябит от непонятного церковнославянского шрифта…
– Не то? от, возьмите «Богослужебные указания» за нынешний год.
роде бы как раз то, что нужно: подробный календарь церковных служб на каждый день. Но не тут-то было. Под сегодняшней датой удается найти только такие таинственные директивы: «На великой вечерне "Блажен муж" – кафизма вся. На "Господи, воззвах" стихиры на 10, воскресные, глас 3-й – 7, и священномученика, глас 8-й – 3…»
– А нет ли у вас какой-нибудь книги с объяснением, что все это значит? Как устроена сама церковная служба, чтобы в ней разобраться, понять?..
– Пожалуйста! – и протягивают вам том убористого текста: «Богослужебный устав, литургика и гимнография. Пособие для высших учебных заведений».
* * *
Вот в такой досадный зазор попадают приходящие в храм! С одной стороны – литература «для начинающих», где нет нужных вам сведений; с другой – богослужебные издания, недоступные читателям без специальных знаний и навыков; с третьей – учебники для духовных семинарий, которые требуют основательной подготовки и планомерной, трудоемкой работы… Этот зазор и предстоит нам перекрыть; для того и написана книжка, которую вы держите в руках.