День первый: Москва – Париж
Приключения начались ещё до поездки. На небольшой тусовке в последнюю пятницу перед отъездом, намеченном на 5 июня, моё настроение на ближайшие три дня было основательно испорчено. Случился короткий разговор с незнакомой дамой, проявившей интерес к моему грядущему велопутешествию. Только вот узнав, что я лечу в Париж через Алжир, она огорошила меня совершенно жутким известием: в Алжир нужна виза. А отъезд – через три дня, два из которых – выходные!
Однажды я уже попадал в неприятную ситуацию с визой – в Англии, в которую нельзя въехать даже транзитом. И вот опять…
Однако, покопавшись в интернете, нашёл информацию, что лететь транзитом через Алжир всё-таки можно. Подтвердить её в представительстве авиакомпании не удалось, оставалось лишь одно – рисковать. Не покупать же билет на другой самолёт, причём втридорога!
И вот я в Шереметьево. Подхожу к стойке регистрации (время, между прочим, 0 часов 10 минут), спрашиваю…
Ф-ф-фух, визу брать не нужно!
Меня не стали мучить замерами коробки с велосипедом (что случалось не раз), её весом и т. д. И доплаты не потребовали. Хорошая компания Air Algeria!
Время садиться в самолёт, а двери закрыты. Прошёл час ожидания, пошёл второй, а никакого движения. Но мне нельзя опаздывать в Париж! У меня культурная программа! И если я не смогу посмотреть намеченное сегодня, придётся делать это завтра! А по плану завтра утром я должен ехать на велосипеде в Шартр! Придется ехать на электричке, чтобы выполнить хотя бы часть задуманного. Эх, надо было задержаться в Париже хотя бы на денёк!
Но вот, наконец, сезам открылся и началась посадка в самолёт. Летим! Но не в Париж, а сперва в Алжир.
В алжирском аэропорту пересадка не заняла много времени и в Париж вылетели точно по расписанию. При этом транзитных пассажиров обязали заполнить что-то вроде анкеты с совершенно непонятной целью, причём главной проблемой для меня стало отсутствие авторучки.
Наконец, анкета заполнена, работник аэропорта присоединил её к стопке других и все пошли на посадку.
В самолёте быстро замёрз, ибо кондиционеры холодили на совесть. Пришлось доставать ветровку и утепляться. Одной ветровки показалось мало, но дополнительные одежки были глубоко в рюкзаке. Ладно, как-нибудь долечу.
Начали разносить еду. Собственно, её разносили и на первом этапе и тогда она не впечатлила: невкусный омлет, булочка, пирожное, сок и полчашечки кофе. Впрочем, есть не очень-то и хотелось – рановато для завтрака. Повторная кормёжка оказалась гораздо вкуснее и сытнее: горячий рис с куском свинины, сок, кофе… Жить можно!
Но вот и Париж. Как-то он меня встретит? Не хотелось бы сразу под дождь. Может, повезёт?
Получив багаж, приступил к сборке велосипеда (он был в полуразобранном состоянии). Вещи пришлось выложить из рюкзака – чтобы потом сложить их в велосумку.
Аэропорт Шарль де Голль очень большой. Пространства – необъятные, пассажиров мало и они практически не задерживаются. В зале только уборщики и технические работники.
Наконец, велосипед приведён в рабочее состояние, сумка приторочена к багажнику, вещи сложены. Двигаюсь к выходу.
Перед походом я тщательно ознакомился с планом аэропорта, поэтому покинуть его не составило труда.
Однако, территория аэропорта – это лишь начало пути, дальше предстояло разбираться уже с бесчисленными развязками и разъездами городских предместий.
Ехал я по навигатору, работающему без интернета (что избавляло от поисков салона связи в аэропорту). Навигатор давал, в том числе, и велосипедный маршрут, которым я и руководствовался.
Однако, когда на 100 метрах у вас пять поворотов в разные стороны плюс две развязки, поневоле остановишься и будешь разбираться, куда тебе ехать. А это время… время… время…
Мой путь лежал в забронированный номер отеля, но не напрямую, а через аббатство Сен-Дени, в котором находится замечательная базилика, положившая начало готическому стилю в архитектуре. Собственно, этот храм и был едва ли не главной целью моей поездки во Францию.
Было солнечно, но прохладно из-за северного ветра (он будет донимать меня всё моё путешествие). На преодоление 20 километров до аббатства ушло гораздо больше времени, нежели рассчитывал. Кончилось моё ориентирование на местности весьма печально: опозданием в базилику ровно на 5 (пять!) минут. Приехал в 18—20, а она закрылась в 18—15.
История с собором во Флоренции повторилась с точностью до минуты. Обидно? Нет слов! Но не оставаться же без базилики. Вариант один: завтра с утра ещё раз приехать в Сен-Дени и в Шартр ехать уже не на велосипеде, а на электричке: надо же успеть осмотреть собор и там!
Итак, еду в гостиницу с громким названием Hotel De Bordeaux.
Как выяснилось очень скоро, главное достоинство места моего ночлега – его дешевизна. Номера маленькие, лестницы узкие, винтовые. Похоже на жилой дом, переделанный под гостиницу. Находится неподалёку от северного железнодорожного вокзала, в районе, который трудно назвать аристократическим. Как результат – немыслимое количество чернокожих на улице. Будто ты не в Европе, а где-нибудь в Африке.
Предаваться размышлениям о миграционной политике французского правительства желания не было. Поднял вещи в номер и налегке поехал в центр, к собору Notre-Dame de Paris.
Известно: собор закрыт после пожара и не скоро откроется. Что ж, хотя бы похожу по острову Ситэ – может, попаду в королевскую капеллу Сен-Шапель, что рядом с королевским же дворцом. Хотя уверенности в благополучном завершении дня уже не было.
Notre-Dame de Paris я увидел. Издали. По сравнению с бесчисленными фотографиями фасад собора не изменился. Восстановлен рухнувший при пожаре шпиль над средокрестием. Работа кипит и через какое-то время храм снова примет всех желающих. Буду ли среди них я – кто знает. Но хотелось бы.
Возвратился в отель уже затемно.
Улицы Парижа (во всяком случае – в центре) – это сплошная череда кафе, баров и забегаловок. Свободных мест нет – всё забито энергично общающейся молодёжью и людьми прочих возрастов. Очень удобно: заказал бокал вина, пива или минералки – и сиди хоть до утра. Главное – поговорить, благо обстановка к этому располагает.
Мне поговорить было не с кем. Заказать что-нибудь поесть? Приценился… Пицца «Маргерита» (самая ходовая в Европе) – 13—15 евро. Даже не стал выяснять: это за весь кругляк или только за сектор? В Болонье мне принесли гигантскую пиццу «Маргерита» за 6 евро. Свежую, сочную и ужасно вкусную! Нет, ребята, ешьте за 15 евро сами, а у меня с собой есть: колбаска, сыр, хлеб, чай с мёдом и вареньем из лимонника.