В наши дни, глядя на карту Мирового океана, на голубой шар глобуса, опоясанный линиями всевозможных сообщений, трудно представить, что всего двести лет назад (по историческим меркам это минут двадцать) человечество еще не знало про такой материк как Антарктида.
Север, Северный полюс – Арктика – давно привлекал исследователей, полярников.
Но о том, что на юге планеты существует АНТ-АРКТИКА (или Антарктида), человечество долго не догадывалось.
Великий португалец Фернандо де Магальянес, в привычном для нас звучании – Магеллан, бесстрашный Христофор Колумб, неистовый Васко да Гама, очарованный русский странник Афанасий Никитин. Сколько сильных духом людей!
Они, первые проходцы по землям и морям, шли, плыли «встреч солнцу», не ведая, чем это кончится. Месяц, два, три, а то и годы длилось их движение в неизвестность.
«Как это плыть в никуда?» – удивится современный моряк. А те, первые, отправлялись в дальние путешествия, оставляя родной берег, семью, деток, смело выходили навстречу опасности, надеясь только на себя и на Бога.
На долю России, по воле Божией, выпала одна из труднейших задач человечества – найти неведомую землю в южном океане.
Но как это сделать, когда и кто будут эти смельчаки?
Кого избрать в исполнители? Ведь при благоприятной погоде любой матрос может быть высокого мнения о своих морских познаниях, но только в шторм обнаруживается искусный мореплаватель.
Первоклассными моряками были участники знаменитой экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, отправленной русским императором Александром I «к Южному и Северному полюсам» в августе 1819 года.
Воспитанник русской школы моряков и географов, великий адмирал М.П. Лазарев имел свой взгляд на вещи и умел отстаивать его поступками на пользу Отечеству.
Английский мореплаватель с мировой известностью Джеймс Кук считал, что южнее 60° в океане плавать нечего – одни бури да штормы. А как же тогда быть с прозрением самого Михайлы Васильевича Ломоносова: «Около 53° полуденной широты великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матерая земля многими и нисходящими снегами покрыты и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными…»
Правда, в поисках неведомой земли голландцы открыли Австралию и Новую Зеландию. Далеко к югу Абель Тасман тоже не нашел признаков суши, но зато на карте появилась Тасмания. Стало быть, нет земли у Южного полюса? Или она все-таки есть?
Тогда почему отважный Кук, которого английский король дважды отправлял на поиски южной земли, так самоуверенно писал: «Я обошел вокруг южного полушария в большей широте таким образом, что неоспоримо доказал – нет в оной никакой матерой земли, разве в окрестностях полюса, куда невозможно достигнуть… По непрестанным опасностям, коим подвержено плавание в сих местах, никто еще не осмелился пройти столь далеко, как я, далее же идти невозможно! Я льщу себя надеждой, что положен конец дальнейшим поискам южного материка».
Пятьдесят лет «истина Кука» была неоспорима, пока не подросло поколение новых мореплавателей. И среди них – наш земляк Михаил Петрович Лазарев.
«Земля есть, – считал он вместе с другими русскими учеными и моряками, – достичь ее трудно».
Как же это произошло? Как состоялось открытие?
* * *
Михаил Петрович Лазарев родился во Владимире 3 ноября 1788 г. в семье владимирского наместника – Петра Гавриловича Лазарева. Михаил – второй сын в семье, старшим был Андрей, младшим – Алексей.
Братья мало знали материнской ласки – вскоре после рождения детей Анна Андреевна Чагина умерла. Отец растил сыновей в строгости и главным считал воспитать в них чувство долга перед Отечеством. Заботился, чтоб мальчики росли здоровыми, решительными, находчивыми. Однако и отец скончался внезапно в конце 1799 года.
Указ царя от 25 января 1800 г. гласил: «… умершего сенатора тайного советника Лазарева трех сыновей – первого, второго и третьего – определить в Морской кадетский корпус». Основанный в 1701 году Петром I корпус завоевал большой авторитет среди моряков и дал Родине прославленных флотоводцев и мореплавателей: Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, В.М. Головнина и других.
Лазарев вскоре заслужил похвалу виднейшего педагога того времени академика Платона Гамалеи. Успешно сдав экзамены и получив звание гардемарина, 14-летний Михаил Лазарев отправляется на семидесятичетырехпушечном корабле «Ярослав» по Балтийскому морю.
По договоренности между Россией и Англией еще с петровских времен выпускники Морского кадетского корпуса проходили стажировку в Англии. Гардемарин Михаил Лазарев был отправлен туда среди тридцати лучших. Пять лет изучает он постановку дела в английском – передовом тогда – флоте. Однако не слепо впитывает увиденное, а отмечает и недостатки в организации флота, в боевой подготовке, в отношении к матросу. «В английском учении много лишнего педантизма… – напишет позднее в письме М.П. Лазарев. – Необходимо очистить оное от всего лишнего, а оставить… одно полезное, доступное всякому простому рассудку» (11 ноября 1848 г., письмо № 269, ЦГАВФ, ф. 19, д. 121, л. 11).