Марина Золотова - Быль полянская

Быль полянская
Название: Быль полянская
Автор:
Жанры: Любовно-фантастические романы | Любовное фэнтези | Историческое фэнтези
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Быль полянская"

Вдохнуть запах свежеиспечённого домашнего хлеба. Прыгнуть через купальский костёр. Искупаться в ночной реке. Поучаствовать в обрядовом кулачном бою. Пройти ритуал посвящения в воины. Всё это вы сможете испытать вместе с героями этой истории.

Рассказ разделён на пять глав. Каждая глава названа именем того славянского языческого божества, которое покровительствует описываемым в ней событиям. Например, действие главы под названием «Купайло» разворачивается на фоне празднования Ивана Купалы.

Слово «быль» в названии рассказа не случайно. Несмотря на нотку мистики в конце, перед вами не славянское фэнтези, а художественный вымысел, помещённый в максимально правдоподобные декорации. Я претендую на историческую достоверность в том, что касается быта, нравов и верований наших предков. Я провела много дней в библиотеках, работая с этнографическими источниками и восстанавливая детали повседневной жизни славян до Крещения Руси, от древних ритуалов ухаживания до обрядов жертвоприношения Перуну.

Бесплатно читать онлайн Быль полянская



Предисловие от автора

Слово «быль» в названии этого рассказа не случайно. Несмотря на нотку мистики в конце, перед вами не славянское фэнтези, а художественный вымысел, помещённый в максимально правдоподобные декорации. Я претендую на историческую достоверность в том, что касается быта, нравов и верований наших предков. Я провела много дней в библиотеках, работая с этнографическими источниками и восстанавливая детали повседневной жизни славян до крещения Руси.

В том, что касается обрядов инициации для подростков, я опиралась на сведения, полученные из лекций филолога и преподавателя славянской культуры Арины Ивановны Никитиной, которая тесно контактирует с общинами староверов и собирает среди них информацию об обычаях наших предков. Тексты молитв волхва заимствованы с сайта Союза славянских общин славянской родной веры.

Приятного погружения в эпоху!


Глава 1. Купайло1



Когда-то эту историю передавали из уст в уста наши предки. Песнопевцы и сказители называли её былью. Затем её рассказывали как древнюю легенду, потом – как красивую сказку, ещё позже – как пустую небылицу. Со временем она и вовсе забылась. Но только были сорок восемь поколений назад люди, которые видели всё это своими глазами и каждое утро здоровались со Златой через забор.

Вот и в тот день поднялась Злата на утренней зорьке, умылась водой колодезной, заплела косу тёмно-русую, надела понёву синего сукна поверх небелёной рубахи, наносила воды на коромысле, что Горик для неё вырезал, скотину напоила и повела на выпас крутобокую корову Белку.

Солнце-Ярило выезжало на небо на своём огненном коне. Косые лучи румянили Златкины щёчки-яблочки. Девушка улыбалась и приветливо кланялась соседям. Сердце её пело ликующую песнь нового червневого2 дня.

Солнце поднималось всё выше. Свет его уже не был розовым, точно тельце младенца, но наливался золотом и белым – как колос перед жатвой, как свежий сруб дерева. Заткнув углы понёвы за пояс и напевая, Злата полола сорную траву в огороде. Потом учила Грасю мести полы и носила вместе с Малушкой отцу обед в поле. С громким «кшш!», хлопками и смехом выгоняла кур с грядок и помогала матери с ужином.

Спускался вечер. Усталые мужчины возвращались с полевых работ, ведя на привязи спокойных, послушных волов. Стадо вернулось с выпаса, и Злата чуть было не перепутала свою Белку с другой белой коровой в стаде. Она звонко рассмеялась и раскланялась с хозяйкой Белкиной двойняшки.

Во дворе Златка ещё раз усмехнулась своей оплошности, похлопала Белку по звонкому, как полный бочонок, боку и заперла её в сарайке, а сама сбегала в избу и нашла красную тряпочку в своём шитье. В тёплом душном стойле Златка повязала лоскуток на правый коровий рог. Отошла на шаг назад и, оставшись довольна своей работой, поцеловала ошарашенную Белку промеж глаз.

Солнце-отец клонилось уже к земле-матушке для поцелуя на сон грядущий, когда Златка принесла в кухню ведро парного молока.

– Матушка, представь только, я Белку сегодня не узнала, чуть было Добравкину корову не увела! – защебетала Златка, свободной рукой обнимая мать, от которой, как всегда, пахло свежим хлебом, молоком и сладко-солёным потом здоровой работящей женщины.

– Да что ты, Златушка! – мать взяла у неё ведро и посмеялась своим мягким спокойным смехом. – Спасибо тебе за молочко, доченька.

– Белке спасибо! Матушка, можно я теперь с девчатами погуляю?

– Можно, доченька, – кивнула мать с ласковой хитринкой в глазах.

– Спасибо, матушка! – Златка поцеловала мать в щёку и протанцевала в девичью.

Там она переплела растрепавшуюся за день косу и повязала на голову украшенный чеканкой серебряный венчик заместо обычной вышитой тесьмы. Расправила подоткнутую «кульком» понёву, одела передник вышитый да с красными лентами по низу, обернула вокруг шеи любимые красные бусы в два ряда и выбежала на улицу. Собаки перелаивались лениво, со дворов пахло свежей едой. Повеяло первой прохладой, столь желанной после жаркого дня.

Обычно собирались петь около Добравиного двора. Туда Злата и направилась. И правда – ещё с конца улицы она заслышала хор знакомых девичьих голосов, выводящих протяжную. Подойдя поближе, Златка вплела свой голос в кружево мелодии и почувствовала, как гулом, гудом отзывается в груди их общее пение. Как много ручейков сливаются в бурную реку, так слились воедино голоса одиннадцати девушек. Вывели последнюю строку и радостно переглянулись: хорошо!

– Вечер добрый, Златушка! – проворковала нежная Любава.

– Добрый! – широко улыбнулась Златка в ответ. – Ай хорошо сегодня, девоньки, правда? И работается, и не устаётся!

Девушки захихикали, искоса поглядывая на Златку, одна Мила отозвалась мечтательно:

– Да, Златка. И пижма хорошо уродилась, и болиголов. Я сегодня собирала по лужкам да у реки. А полынь как пахнет! Я всю печь пучками увешала, и у порога тоже положила – будет домовым мои гребни таскать!

Девичья толпа взорвалась хохотом, позабыв про Златку с её женихом. Особенно веселилась Милкина старшая сестрица Горислава: это она придумала Миле-травнице мелкие пакости делать под видом домового. Уж больно та была легковерна! Подружки знали о Гарькином коварстве и с любопытством ждали, чем кончится эта забава.

– Девоньки, пойдёмте по главной улице гулять! – кинула клич бойкая Гаря, предупреждая сестрицыны расспросы о причине столь внезапного веселья.

– Пойдёмте! – откликнулись подружки.

Девичья гурьба растянулась во всю ширину дороги. Шли по двое – по трое, обнявшись. Снова завели песню, и зазвенела она над вечерней дорогой, над чанами с дождевой водой, в которых отражалось темнеющее небо, над скотными дворами и собачьими будками, над крышами, курящимися печным дымком…

Девицы то пели, то гуторили3, и вдруг – чу! – топот тяжёлый да частый, будто воловье стадо надвигается. Топот приблизился, вынырнул из пыли и надвигающихся сумерек. Под свист, гиканье и громогласный хохот толпа «конных всадников» рассыпалась на взъерошенных, запыхавшихся парней. Они поспрыгивали с закорок друг друга и обменялись похлопываниями по плечам, местами переходящими в дружеские тумаки и подзатыльники.

– Как дети малые! – Горислава закатила глаза и подбоченилась.

Её позу повторил Ярик, стоявший к девушкам ближе остальных. Ярослав был силён и свиреп, и в селе его за это уважали, а то и побаивались, хоть был он всего девятнадцати лет от роду. Косоворотка, казалось, была мала ему – будто вот-вот разойдётся по швам под напором тугих молодецких мышц, перекатывавшихся в рукавах. Из ворота вырастала широкая, как у быка, шея. Лицом Ярик был бы пригож – невысокий лоб, прикрытый своевольными русыми вихрами, прямой нос, рублёный подбородок, здоровый румянец, – кабы не тяжёлый взгляд стальных глаз из-под подозрительно насупленных бровей.


С этой книгой читают
Кто ты? Добрая фея, лесная нимфа, мудрая чародейка? Прикоснись к волшебному в себе с помощью магии рифмованных слов! Поэтесса Марина Золотова проведёт тебя за руку по тропинке чудес, главное из которых – сама жизнь. Этот спектакль в стихах звучал на сцене, а теперь ты можешь прочитать театр! Бонус – терапевтическая сказка в стихах!
Я – Марина Золотова, поэтесса в шляпке и создатель восьми уникальных поэтических спектаклей. Мне нравится рассказывать истории с помощью стихов, проводить зрителей или читателей через самые разные эмоции к счастливому финалу.На страницах этой книги я буду травить свои охотничьи байки о ловле Музы (спойлер: иногда – безрезультатной). Обещаю раскрыть несколько творческих секретов, препарировать процесс стихосложения и рассказать истории создания не
Этот сборник стихотворений – дополненная и улучшенная версия одноимённого поэтического спектакля.«Космос внутри» – это история в стихах о микрокосмах, которые живут внутри каждого из нас; о том, что каждый человек – это целая вселенная; о смелости, которая требуется, чтобы бороздить просторы своего внутреннего космоса, познавая себя. Об одиночестве и тишине, в которых происходит самопознание. О том, что происходит при встрече двух людей-галактик:
Действие разворачивается в приуральском городе Белореченске. Офицер-десантник Тимур Олегович Соболь, затеяв собственное расследование противоречивых обстоятельств гибели друга, попадает в цепь загадочных происшествий. Опасность и риск пробуждают в Соболе таинственные способности, благодаря которым ему не раз удается избежать гибели, но из-за этих качеств сам он становится объектом охоты для популярного губернского политика. Тимур Олегович интерес
Я живу в маленькой квартире вместе с родителями, учусь на самую скучную в мире профессию и мечтаю поскорее обрести независимость. А еще хочу понять, почему мой друг детства – Стефан – начал меня игнорировать. Приехав повидаться и выяснить причину его холодности, я обнаружила Стефана в таком изможденном состоянии, что на эмоциях проговорилась о своих чувствах к нему. Однако оказалось, он не болен и не умирает, а обнаружил в себе магию, которой в н
What is the likelihood that a person will start recalling their past lives, considering that invisible guides have been watching over their wards for centuries, adjusting their subconscious? And if such a threat arises for the Higher World, the Ephors will immediately step in to fix the situation in the shortest possible time?In the past, beings would not have doubted the answers to these questions, until a series of small mistakes made by one tr
Горничная оказалась леди аристократкой, а обычный управляющий оказался лордом.Разобраться с предателями, с собственными чувствами и выйти замуж.Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Вы уверены, что хорошо знаете, чем занимается по ночам ваша хорошая кошка?Фантастические и фэнтезийные рассказы про кошек. И немножко – про других животных. Но кошки, так или иначе, присутствуют везде, как же без них?
Команду Института исследований необъяснимого приглашают в Оренбургскую область, где огромная черная тень накрыла целый город. Связи с жителями нет, аппаратура внутри тени не работает. Военные смогли отыскать ряд входных «коридоров» и проникнуть в город, но вернуться удалось не всем. Тень увеличивается, держать в секрете происходящее становится все сложнее, но эвакуировать несколько тысяч человек невозможно, а оставлять их внутри феномена слишком
Данная книга является продолжением комикса Daimon: beggining. Крайсити – неприветливый холодный город. Город, наполненный передовыми технологиями человечества и лишенный совести и души. Общество города цинично, преступные группировки постоянно воюют с военной полицией. Фанатики, терористы, беспредел и полная безнаказанность. Всё это обычные будни этого города. Но за завесой полного отчаяния тлеет огонь новой души, мертвой синтетической души. И им
Невероятная, история любви человека и демона.Каждые сто двадцать шесть лет, демон может покинуть преисподнюю и обрести материальное тело на земле, захватив в плен человеческую душу. На ежегодном совете Сатаны один из демонов изъявляет желание взойти на землю. Дух селится в Париже, свободно творя свои тёмные дела, беспощадно и без разбора, завладевая невинными душами. В один из дней, прогуливаясь по улицам города в поисках очередной жертвы, он вст