Вместо пролога: самоироническое
Лет за десять до того как я решился взяться за эту книгу, произошел случай, сыгравший немалую роль в том, что она все же появилась на свет. По крайней мере, именно то забавное происшествие помогло отнестись к постигшему меня замыслу с достаточной долей самоиронии и преодолеть «священный трепет» перед задуманным. А заодно избежать соблазна возомнить себя осененным «единственно истинным откровением».
Как-то раз ко мне зашел знакомый и после пары минут ничего не значащего разговора вдруг будничным тоном заявил, что он засел за труд, который перевернет весь мир. Признаться, подобное откровение повергло меня в замешательство. Будучи человеком по натуре не склонным к экзальтации, я, естественно, счел, что у моего знакомого что-то с головой. Предположить наивное заблуждение в способности человечества к единомоментному прозрению даже пред Великой Истиной, было для меня куда сложней.
Довольно скоро я позабыл тот показавшийся забавным разговор, однако года через два пришлось вспомнить о нем по довольно обескураживающему поводу: мне в голову пришла идея написать книгу, которая перевернет весь мир.
Короче говоря, мне захотелось поделиться с людьми тем, что позволило бы до конца прояснить довольно запутанную всеми предшествующими мудрецами и «мессиями» штуку: что есть наше Бытие, в чем все-таки заключается подлинный смысл жизни и как умудриться прожить ее так, чтобы земное наше существование не воспринималось как разновидность наказания Господнего.
Однако буквально через мгновение после осенения великим замыслом образ наивного знакомого так явственно предстал пред моим взором, что я просто расхохотался над самим собой: ну вот, приехали…
Именно этот самоиронический смех и позволил мне преодолеть естественный страх перед необычно претенциозным замыслом, движущей силой которого была моя неудовлетворенность бытующим среди людей миропониманием.
Мне всегда казалось, что людям что-то мешает увидеть настоящий прекрасный мир, который мог бы открыться перед ними. Я не говорю о мире идеальном или о некоем скрытом для обыденного сознания парадизе, который принято представлять до отталкивающего совершенным и потому бессмысленным, как улыбка идиота.
Я не говорю о мире трансцендентальном, который, по мнению многих, и есть истинная обитель человеческой души. Такая точка зрения делает земное бытие или абсолютно никчемным, или превращает всех земных обитателей в клиентов «исправительного дома», который вряд ли способен действительно исправить человека и сделать его достойным для возвращения в высокие миры.
Я говорю о реальном Мире, в котором человек мог бы исполнить свое предназначение, ощутить свою свершённость и воспринимать жизнь как благостный дар.
Я очень остро чувствую тот колоссальный кризис мировоззренческих основ, который переживает человечество в начале третьего тысячелетия. Кризис, вызванный разочарованием в способности существующих философских и религиозных систем дать человеку понимание логики и смысла Бытия.
Я отнюдь не претендую на роль именно того всезнающего мудреца, который подведет Вас к прозрению. Я лишь попробую подвести Вас к пониманию окружающего Мира, а также места и времени, в котором разворачивается мгновение нашей земной жизни.
Читатель наверняка увидит иронию в самом названии книги, которое настолько претенциозно, что к нему не стоит относиться иначе как с улыбкой. Уже немало выдающихся мыслителей на Земле обратило внимание на парадокс нашего сознания: мысль стремится охватить сущее Бытие так, как будто не человек является его частью, а сам Мир помещен в наши головы. Так отчего же не попытаться рассмотреть его пристальней?
Жизнь – дар, который достается помимо нашей воли. А потому раньше или позже в порядке осмысления невесть откуда свалившегося на тебя подарка ты, хотя бы однажды, но все же задумаешься: ну и как мне с этим быть?
Конечно, на сей вопрос есть самый простой ответ – жить. Как получится. Как управляют бытовыми гаджетами, поленившись прочитать инструкцию, методом «тыка»: сделал так, сделал эдак, в результате имеешь то, что имеешь. И далеко не всегда полученный результат тебя удовлетворяет. И естественно мы далеко не всегда задействуем все опции, которыми могли бы воспользоваться. Я вот, например, только перед тем как выбросить на свалку старый видеомагнитофон, узнал, что его можно было программировать на запись на месяц вперед.
Осложняет ситуацию и то обстоятельство, что, несмотря на великие успехи всяческих наук и множества ученых, большинство людей все же пребывают в Мире, имея весьма смутное представление о том, как он устроен.
Конечно, многое Вы узнаете от близких, потом в школе, а кто-то даже в университете. Однако общая картина мироустройства все же остается еще рассыпанной как коробка пазлов. Причем, рассыпана она по различным наукам и отраслям знаний, так что прежде чем картинку сложить, надо еще собрать в кучу ее отдельные фрагменты. Не думаю, что вообще сегодня так уж много тех, кто может похвастаться знанием картины, которая получится. По крайне мере, я их не встречал.
В общем, считайте, что Вам повезло: у Вас в руках вполне достоверный краткий путеводитель по месту и времени в котором разворачивается Ваша и не только Ваша жизнь. А это и есть, собственно говоря, Бытие, целостная реальность, в которой мы все обретаемся.
И не важно, когда Вы откроете этот путеводитель. В конце концов, даже если на самом финише. У Вас будет хорошая возможность, полистав его, узнать, где побывали, а что так и не увидели, что на самом деле представляет Бытие и дошли ли Вы до конца предписанного Вам маршрута. А если не дошли, то каков все же был пункт назначения.
Интересно, если бы Моисей, получая скрижали с десятью заповедями, попросил Господа все же обосновать полученные советы? Ну, типа, почему «не убий», если сосед уже «достал» до полного моего изнеможения? Не думаю, что Господь стал бы вдаваться в подробности. Он просто бы изрек: потому что!
Кое-что в этом путеводителе тоже стоит принять на веру, не особо вдаваясь – почему так, а не иначе. Для наиболее дотошных я готов представить дополнительные разъяснения, для остальных универсальный ответ: потому что!
В качестве обоснования этого сакраментального «потому что» могу сказать следующее. На самом деле процесс узнавания Мира и своего места в нем это не совсем обретение истинного и окончательного знания, а скорее создание опорных ступенек для того, чтобы приблизиться к новому горизонту, откуда открываются всякие новые неожиданности, которые мы просто не могли предвидеть с предыдущих точек обзора.
К тому же, и описание этих опорных знаний весьма условно и вряд ли адекватно передает реальное положение вещей. Современный школьный учебник физики во многом наполнен не менее мифологическими образами, чем Библия. Используемые словоформы для описания устройства атома это тот же мифологический язык, только отличающийся от библейского так же, как отличается современный английский от древнешумерского.