У мумие много имен. Греки называли его «озокерит», что значит «пахнущий воском», арабы – «оракулджбол» («горный пот») или «мумион». В Бирме мумие было известно как чаотуи («кровь горы»), в Монголии и Тибете – брагшаун («сок скалы»), на Алтае – барахшин («каменное масло»), узбеки и казахи к слову «мумие» добавляют «асиль», т. е. «настоящее» мумие. Само же слово «мумие» означает «защищающий организм».
О том, что мумие было хорошо известно в глубокой древности, свидетельствуют не только сохранившиеся письменные источники, но и многочисленные легенды.
Самые древние сказания появились в Персии еще до нашей эры. В них рассказывалось о горах, которые были лишены растительности, приносящей плоды. Чтобы помочь людям, горы подарили им чудодейственное лекарство – горную смолу. Считалось, что мумие – это дитя земли и солнца, поэтому собирать его могли только жрецы бога солнца Митры.
В Казахстане и в горах Тянь-Шаня рассказывают другую поэтичную легенду: «Вначале на Земле жили великаны-дэвы, считавшие себя равными богам. Тогда боги, чтобы умерить их гордыню, создали человека, умелого бойца, и дэвам пришлось прятаться в горах, где они от тоски окаменели. Но в камнях оставались их души, плачущие и тоскующие по сей день». Слезы камня и есть животворный бальзам.
А вот на Кавказе мумие считали слезами могучего титана Прометея. Прикованный к скале и испытывающий огромные муки, он продолжал помогать людям, а его кровь превращалась в лекарственную смолу.
Сохранились и легенды, рассказывающие о чудодейственных свойствах мумие. Одна из них тоже родом с Кавказа: «В глубокой древности грузинский царь увидел на охоте дикого козла, насквозь пронзенного стрелой. Животное при этом казалось абсолютно здоровым и щипало траву. Царь удивился и приказал придворным мудрецам выяснить, почему козел не погиб и чем исцелился. Через три года мудрецы нашли ответ и сообщили, что в горах из трещин скал течет черная смола. Ею лечатся животные, поэтому проходят их болезни, заживают раны».
Но о мумие не только слагали легенды, его лечебные свойства изучали великие мыслители и ученые прошлого. Известно, например, что упоминания о мумие встречаются в трудах Аристотеля, а в древневосточной литературе сохранилось свыше 70 источников, в которых о мумие говорится как о лекарстве. «Лишь мумие спасает от смерти», – говорили древние восточные мудрецы.
Одним из первых мумие описал известный врач и философ Абу Али ибн Сина (Авиценна) в своей книге «Канон врачебной науки».
В написанной им энциклопедии теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки», обобщающей опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, Авиценна назвал мумие всеисцеляющим средством, отметив в своих трудах, что абсолютно правы те народные врачеватели, которые используют его при лечении переломов костей, вывихов, ангины, бронхиальной астмы, при гноетечении из уха и понижении слуха, укусах ядовитых змей, язве желудка и болезни печени. По свидетельству Авиценны, мумие также дает хорошие результаты, когда необходимо придать силы старческому сердцу, омолодить кожу, избавиться от излишнего загустения крови.
Столь обширный перечень недугов, которые успешно лечились с помощью мумие, объясняется тем, что восточные врачеватели интуитивно подметили его уникальный, как теперь принято говорить, клинический эффект: это средство активизировало защитные силы и ускоряло процессы регенерации в организме. Кстати, есть свидетельства, что Александр Македонский после ранений, полученных в индийском походе, лечился «горными слезами».
Известно, что в Индии использование мумие считалось традиционным на протяжении многих столетий. Им лечили астму, туберкулез, хронический бронхит, мочекаменную болезнь, водянку, диабет, паразитические заболевания кожи, применяли в качестве антисептика. Индийские медики до сих пор считают мумие эффективным средством против диабета.
А в Бирме мумие с давних пор известно как общеукрепляющее и противотуберкулезное средство, к тому же способствующее долголетию.
Известностью мумие пользовалось и в Средние века. Например, ему отдавал должное гениальный итальянский мыслитель Леонардо да Винчи.