– Вовка, иди завтракать! – послышался голос матери сквозь шум воды.
– Через пару минут! – ответил Вовка, приглушив струю воды из крана. Закончив бритье он покинул ванную комнату и прошел на кухню. За столом уже сидела семилетняя сестренка и уплетала молочную кашу.
– Мам, можно я достану отцовский компьютер из кладовки?
– Опять? – строго посмотрела на Вовку мать.
Отец Вовки – Корешков Сергей Николаевич – в 2004 году стал дипломированным специалистом. Он мечтал попасть в аспирантуру, но его не взяли – посчитали, что средний балл в дипломе недостаточный. Призываясь на военную службу, Сергей заверял Наталью, что год пролетит незаметно, и обещал взять отпуск на рождение Вовки. Сама Наталья весь последний год в основном видела Сергея сидящего за компьютером, работающего над дипломной работой. Она тоже думала, что Сергей попадет в аспирантуру и не рассчитывала на долгую разлуку. Но на рождение Вовки Сергей так и не приехал. Весной 2005 года в роте Сергея и саперных ротах в двух других воинских частях Южного военного округа, где он служил, провели анонимный опрос на тему готовности выехать в кратковременную командировку в зону контртеррористической операции в Чеченской Республике. "Стрелять не будут! – заверял сослуживец Саня, – Нам лишь подчистить кое-где, чтоб мирные не подрывались. Зато денег подзаработаешь!". Деньги Сергею были нужны, он хотел собрать на первый взнос по ипотеке. В командировку направили именно его роту, как наиболее готовую. Когда в июле в часть пришла телеграмма из Новосибирска, командир части связался со штабом в Ханкале, чтобы отозвать Сергея. Сергей отказался прерывать командировку, но был обрадован новостью о рождении сына и тут же попросил разрешения воспользоваться сотовым телефоном, чтобы позвонить Наталье. Но в сентябре, за два месяца до демобилизации, с Сергеем произошел несчастный случай с летальным исходом – в "меню" Сергея попала мина зарубежного производства, о которой он почти не знал.
С тех пор Наталья – мать Вовки – хранила компьютер Сергея в коробке в дальнем углу в кладовой. Даже в школьные годы, когда изучали информатику, Вовке не довелось им воспользоваться. Мать не желала более видеть за этим компьютером близких людей. Это наводило бы ее на грустные мысли о прошлой и, возможно, будущей потере.
– А что с твоим ноутбуком? – спросила мать. Ноутбук Вовка купил себе на втором курсе, подрабатывая по вечерам в студенческой забегаловке.
– Не пойму, что произошло. Вирус какой-то злостный. – ответил Вовка. Встав с утра, он собрался подправить файл на свежую голову, отправить курсовой проект куратору на проверку через облачное хранилище. При загрузке ноутбук выдал сообщение: "Процессор выполнил набор несовместимых инструкций. Система не может быть загружена. Перезагрузите компьютер!". Вовка решил, что это компьютерный вирус, попробовал загрузиться с флешки с "лекарствами", но и эта загрузка не удалась.
– Ну лечи! Ты же умеешь? – предложила мать.
– Да, мам, некогда сейчас разбираться. У меня курсач горит! Алексею Семеновичу скинуть надо срочно.
– Ну хорошо, включай! Только отправишь и назад! Чтоб я тебя за ним не видела!
Вовка не понимал этот бзик. Мать сотни раз видела его за ноутбуком. Что такого, если вместо него будет отцовский компьютер? Но спорить не стал. Ее разрешение было историческим событием.
Компьютер загрузился. После заставки Windows 2000 Professional появилось окно входа в систему. В поле "логин" было вписано "Serg", а поле "Пароль" было пустым.
– Мам, ты не знаешь пароль для входа?
– Понятия не имею!
Вовка решил попробовать восемь цифр – дату рождения мамы. В колонках зазвучала звуковая заставка, а на экране появился "Рабочий стол".
Вовка глазами пробежался по заголовкам. "Музыка", "Дипломная" и внимание его уцепилось за название "Червячный транзистор".
– Во диковина! – подумал Вовка. – "Червячная передача" я еще слышал, но транзистор!? Ладно, не отвлекаться.
Хорошо, что вчера вечером успел сохранить курсач на флешку. Сейчас только чуть подправить и Семеновичу на проверку.
Прошло чуть более получаса. Готово.
– Сейчас бы только к Интернету подключиться! А вдруг вирус? Ладно. Была ни была! Так, где мой юсби-вайфай?
Драйвера адаптера под нужную версию Windows на диске отсутствовали.
– Кабель! – Вовка пошарил в коробке и нашел сетевой кабель длинной около шести метров. Он протянул его до маршрутизатора, сдвинув компьютер в ближайший угол комнаты.
Локальная сеть была обнаружена, но без доступа к Интернету.
– Что за черт?
Проверил со смартфона. При подключении по Wi-Fi Интернет также был недоступен. Индикатор мобильной связи отображал "Нет сети".
– Мам, у тебя есть связь? – окликнул Вовка.
– Нет сети! – ответила мама.
– А у Маришки?
Отчим Вовки – пилот гражданской авиации, звонил дочери из дальних городов, и они предпочитали другого оператора сотовой связи.
– И у меня нет сети! – удивленно воскликнула сестренка.
– Коллапс какой-то! – подумал Вовка, – Ну ладно. Если что, у меня два свидетеля, почему я не позвонил. А в институт ехать рано. Алексей Семенович по вторникам все-равно только после обеда приезжает. Спешить некуда. – и вернулся за отцовский компьютер, где открыл читать "Червячный транзистор". Файл имел самую позднюю дату последних изменений, даже позже "Дипломной". Вовке стало очень интересно, над чем работал отец до отъезда из Новосибирска.
" Заведующему кафедрой электрохимических процессов, доценту Бакланову Анатолию Петровичу Докладная записка о проведенном эксперименте…".
В дверь постучали.
– Папа! Папа! – радуясь побежала Маришка к двери.
Отчим – Игорь Иванович – снял фуражку и обнял дочь и жену.
– Сколько времени? – спросил он.
– До десяти доходит. – ответил Вовка, протягивая руку для рукопожатия.
– Немногим после меня в аэропорту приземлился борт правительственной авиакомпании. Случилось, что-то серьезное. Коллега подсказал, что нужно слушать радио. Включайте!
" Внимание! Внимание! Говорит Москва. – раздался голос министра цифрового развития. – Сегодня ранним утром стало известно о неработоспособности крупных вычислительных систем и систем связи, в первую очередь мобильной. Пока что нам трудно судить: была ли это диверсия изнутри, или агрессия извне. Просим всех граждан сохранять спокойствие и не паниковать. Ситуация берется под контроль. Мы просим органы власти и другие жизненноважные учреждения продолжать работу в прежнем режиме насколько это возможно. Центральная и региональная чрезвычайные комиссии будут вникать и прояснить ситуацию для вас. Мы будем выходить в эфир на коротких и средних волнах с этим и более новыми объявлениями.
Еще раз прошу не волноваться и следовать нашим инструкциям. Будьте здоровы, и до связи в эфире!"