Мы все любим своих детей, и, наверное, поэтому так переживаем за них. Мы сами пугаемся, когда ребенок вздрагивает от страха. Теряемся: что делать, как помочь ему? Мы хотели бы немедленно «развести все тучи руками» над головой ребенка, чтобы он снова улыбался и смело шел вперед. Страхи представляются нам большой преградой, как в настоящем, так и в будущем. В настоящем они мешают не только ему, но и начинают диктовать особые условия для всей семьи. Что до будущего – мы боимся (снова «боимся»!), что тревоги и страхи помешают ему достичь успеха и стать счастливым. И мы делаем все, что можно, чтобы помочь ему справиться с боязнью. Но правильны ли наши действия, раз результата все нет и нет? Перед вами книга из серии «Решебник для родителей», где мы обсуждаем многие проблемы. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок боится по-своему, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – «Что делать, если ваш ребенок боится». Попробуем разобраться!
Еще вчера он совершенно не обращал внимание на собак, бесстрашно проходя мимо даже соседского «кавказца», а теперь вдруг замирает, услышав вдалеке лай. Еще неделю назад он спокойно засыпал, а теперь просит оставить свет и открытую дверь. А то вдруг новости: «А Баба Яга правда есть? А она правда непослушных детей уносит? А Бабайка?». Ваш ребенок боится. Но почему он пугается такой ерунды? Вы пытаетесь его убедить, что нужно быть смелым. Но он еще больше сжимается в комочек. «Так и просидишь всю жизнь дома?», «А за свет сам платить будешь?», «Не говори ерунды, баба Яга только в сказках!», – вещают взрослые. Но, увы и ах, «как об стенку горохом».
Вы задаете себе вопросы: откуда взялись эти страхи? Почему именно сейчас? Почему их так много? Как помочь ребенку преодолеть гнетущее состояние? Стоит ли оберегать его или же заставить бороться, глядя страху в глаза? Вы пробуете множество аргументов, демонстрируете, что вы-то совсем не боитесь Яги, а значит, и ему не стоит. Его уже пытались убедить и папа, и бабушка, и соседка тетя Вера (кстати, хозяйка милого пуделя). Но он все также боится засыпать в темноте и одиночестве, а от лая Артемона нервно вздрагивает.
Могут ли родители помочь ребенку преодолеть страхи? Конечно, во многих случаях и могут, и должны это сделать. Но хорошо, если родители идут дальше – отказываются от линии поведения, которая страхи провоцирует. Возникновение страхов – процесс во многом естественный, «болезнь роста». А вот к закреплению страхов родители и другие близкие люди имеют самое прямое отношение! Но автор книги далека от того, чтобы обвинять родителей в страхах их детей. Напротив, в данной мысли есть большой потенциал: если родители способны закреплять своим поведением страхи детей, то при изменении позиции взрослого страхи проходят без следа! Близкие люди обладают огромным потенциалом: порой разрушительным, но гораздо чаще – созидательным.
Целью этой книги является практическая направленность: дать взрослым ресурсы для того, чтобы самостоятельно помочь ребенку преодолеть страхи и тревоги. Вы узнаете о том, что такое страх, как он проявляется на уровне тела и сознания; какие «родственники» у страха. Мы поговорим о том, какие страхи наиболее «популярны» у детей разных возрастов, и почему, к примеру, 3-летнего ребенка бесполезно пугать тем, что с ним «никто не будет дружить», как и подростка Бабой Ягой. В книге вы найдете истории, иллюстрирующие причины появления страхов, а также мини-тесты, которые помогут определить, «ваша» ли эта ситуация. И, конечно, значительная часть книги будет посвящена методам борьбы со страхами. Мы не будем рассматривать каждый страх в отдельности (например, страх тараканов или высоты). Ведь многие из методов – универсальны и эффективно «работают» в непохожих ситуациях.
Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Имея опыт работы с детьми и их родителями, я уверена, что в большинстве случаев родители сами могут справиться с проблемой страхов. Иногда требуется помощь психолога. Не только ребенку, но и родителям. Ну что же, эта книга – именно для взрослых, которые хотят лучше понимать своих детей и готовы прийти к ним на помощь!
Часть первая: Не страшно о страхах
Я думаю, вы согласитесь с тем, что перед тем, как доставать оружие, нужно определиться, кто же наш враг. И враг ли это вообще или замаскированный друг. Вполне возможно, что вам не понадобится «пушка», а «воробьи» смогут обойтись строгим предупреждением.
Итак, страх – это отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям. Вот такое непростое определение. Что из этого определения мы должны взять, чтобы добавить ресурсов для борьбы со страхами? Во-первых, страх – это эмоция. Т. е. возникают страхи не по воле разума, а в том бушующем море, которое принято называть «душой». Именно поэтому страхи почти не поддаются воздействию разумных доводов, особенно у детей: сколько бы весомых аргументов не было высказано, все равно – страшно!
Во-вторых, страхи «растут» как из соприкосновения с реальной опасностью (напала собака, попал в аварию, упал с горки), так и по воле воображения: «это может со мною произойти». Как это ни странно, но в ситуации, когда страх явился результатом стрессового события, с ним проще бороться. Так или иначе, но ребенок вышел из него победителем (успокоился, выжил, выздоровел). Чего не скажешь о страхах, порожденных воображением: они способны мучать человека сколь угодно долго именно потому, что он каждый раз представляет себя жертвой, а исход от столкновения с «пугалкой» самым невыгодным для себя.
В-третьих, боясь, ребенок чувствует угрозу тому, что ему больше всего дорого. И, прежде всего, это жизнь – своя и родных. Большинство страхов, особенно у детей, связано с одним базовым страхом – смерти: не быть, не жить, исчезнуть бесследно. Но об этом – позже и гораздо подробнее.
Страх как друг: 4 важных вывода
Эмоция страха мучительна. Внутри все сжимается, холодеет, «сердце уходит в пятки», прошибает «холодный пот». Как такая эмоция может быть другом? Тем не менее, страх относится к так называемым базальным эмоциям, иначе говоря – первичным, базисным. Наряду с радостью, печалью, гневом, удивлением и отвращением, эмоция страха входит в тот минимальный «набор», определяющий все многообразие, все тонкости эмоциональных процессов. Данные эмоции можно зафиксировать уже у младенцев первых месяцев (и даже недель) жизни.
Сделаем первый важный вывод: Возможность переживать страх дана нам с рождения. Он расцвечивает нашу жизнь красками, «замешиваясь» в другие, более сложные эмоции и переживания (притом далеко не всегда отрицательные, вспомним восторг при прыжках с парашютом или даже просто от езды на роликах).