Введение: Пленных не берем!
Мы все любим своих детей, но бывают периоды, когда для этого чувства наступает настоящая проверка. Трехлетний возраст как раз таков. Когда ребенок весел, спокоен и послушен, любить его проще простого. И думается: быть родителем – такое счастье! Но вот ваше трехлетнее чудо насупилось, а потом заревело так, что любой корабельный ревун позавидовал бы. А все почему? Не дали конфету перед обедом или забыли, что именно он должен нажимать кнопку лифта. В общем, когда ребенку около 3 лет, для родителей наступает по-настоящему непростое время. Перед вами книга из серии «Решебник для родителей», где мы обсуждаем многие проблемы. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – «Что делать, если у ребенка кризис 3 лет». Попробуем разобраться!
Вступление к книге: А вот и он, кризис…
Ваши трехлетки – такие маленькие, трогательные, смышленые, интересные в своих рассуждениях о мире. Глаза, улыбки, вечно растрепанные волосы и прижатый к груди любимый медвежонок. Идиллия, да и только! Но вот ни с того, ни с сего: «не хочу, не буду, не пойду, не сделаю, не-е-е-е-е-т!». Слезы, истерики, нахмуренные брови – настроен идти до конца, пленных не берет! Я и сама пишу сейчас под впечатлением: моя трехлетняя дочь изволила устроить «сцену за завтраком» только потому, что я забыла дать ей облизать крышечку от йогурта! И за 15 минут до этого еще один эпизод: «Носки?! Ни за что-о-о-о-о!». У меня трое детей, старшим мальчикам уже 9 и 15 лет, но их кризисы в трехлетнем возрасте я помню так же свежо, как если бы все происходило вчера. Мой всегда покладистый старший сын (таким он был до кризиса, стал и после), в период с 2,5 до почти 4 лет изводил меня истериками по 4–5 раз в день. Но это была лишь небольшая толика, по сравнению со средним, который, казалось, всегда находился в готовности к боевому реву!
В общем, об актуальности проблемы я знаю не понаслышке. Как сказала одна из мам, побывавших у меня на консультации: «Вы как будто у нас дома были!». Но дело не только в личном опыте. Я работаю в детском саду, и постоянно консультирую родителей воспитанников младших групп. Почти в полном составе! Они бывают встревожены настолько, что готовы обращаться к детским неврологам и психиатрам, чтобы проверить, «все ли в порядке» с их ребенком. Слишком уж бурно протекают их будни!
Жалобы родителей похожи, и именно это внушает определенный оптимизм. Консультируя, я осознала, что многим родителям даю похожие рекомендации. А раз так, то их можно оформить в книгу, которая будет в некотором смысле универсальна! И вот – она перед вами.
В книге, которую вы держите в руках, вы найдете много информации. В первой части я расскажу о том, что такое кризис, почему он нужен и когда заканчивается. Далее вы сможете ответить на вопросы тестов, которые помогут вам определить, находится ли ваш ребенок в кризисе, эффективна ли ваша стратегия, не пора ли идти к врачу, а также подходит ли кризис к завершению. В третьей части вы найдете 7 историй, иллюстрирующих 7 основных особенностей кризиса трех лет. В четвертой части мы рассмотрим много интересных вопросов: например, почему ребенок хуже ведет себя только с некоторыми людьми, а также что говорить бабушкам, которые считают, что вы «неправильно его воспитываете».
И еще нам нужно определиться в терминах. Чаще вы будете встречать местоимение «он». И это лишь потому, что слово «ребенок» – мужского рода. Все, что будет написано, подходит как для мальчиков, так и для девочек. И еще кое-что о слове «родители»: употребляя его, я имею в виду и родных родителей, и тех, кто может не быть родным по крови. Ведь то, для чего они находятся рядом с ребенком от «родства крови» почти не меняется.
Что же, я надеюсь, что вы получите ответы на свои вопросы. Имея опыт работы с детьми и их родителями, я уверена, что в большинстве случаев родители сами могут справиться с проблемами, которые возникают, когда их ребенок вступает в период кризиса трех лет. Иногда требуется помощь психолога. Чаще – не ребенку, а родителям. Ну что же, эта книга – именно для взрослых, которые хотят лучше понимать своих детей!
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: То, что нужно знать о «кризисе трех лет»
Кризис: когда, зачем и почему
Итак, вы живете с тираном. Он требует немедленного исполнения своих желаний. Он отвергает все, что вы предлагаете. С ним совершенно невозможно договориться. Кто он? Неужели ваш милый трехлетний малыш?
Когда мамы 3-леток встречаются на прогулке, вопрос часто заходит о «плохом поведении». Удивительно, но тихоня Верочка может устроить маме истерику с валянием на полу из-за того, что та положила ей кашу не в тарелку с принцессой? А всегда улыбающийся Кирюша ни за что не позволяет причесать его? Мамы облегченно вздыхают, узнав, что за стенами дома их знакомых происходят похожие боевые действия. Ведь это означает, что и с их ребенком все в порядке, просто «возраст такой». Да, действительно, родителям важно знать, что кризис трех лет – совершенно нормальное, более того – необходимое явление в жизни ребенка.
Еще недавно ваш ребенок вел себя совершенно по-другому. В вашем доме царил покой, а в отношениях – мир. Казалось бы, он уже усвоил правила и стремится их соблюдать. С ним можно было договориться: попросить, убедить, отвлечь. Но все изменилось – ваш малыш стал «совершенно неуправляемым». И, главное, – совершенно непонятно, что с этим делать?
«Кризис 3 лет» называют первым кризисом самостоятельности. Все симптомы кризиса налицо – старое полностью отвергается, новое еще не построено, и как жить – совершенно неясно ни родителям, ни самому маленькому тирану, который впервые так ярко столкнулся с играми собственной психики. Кризис – явление не одномоментное, и длится достаточно долго (до полугода). Ведь нужно найти новые «опоры» в жизни, выйти на новый виток самостоятельности.
Начало «смутного времени» приходится на возраст от 2,5 до 3,5 лет, и к 4 годам полностью заканчивается. И еще за полгода до начала кризиса можно заметить, что напряжение постепенно начинает возрастать. Ребенок иногда может отчаянно требовать того, что хочет, настаивать «я сам!» или сопротивляться тому, что предлагает взрослый. Но эти моменты эпизодичны и все снова быстро входит в свое русло. Ребенок пока позволяет взрослому решать за себя, что есть, как играть, что надевать и во сколько ложиться спать. А если сопротивляется – достаточно взять в руки любимую игрушку и делать все вместе с ней. Но во время кризиса все меняется: «не хочу», «не буду», «не надо».
Родители бывают обескуражены новым напором ребенка, его непримиримой позицией по отношению ко всему, что раньше не вызывало никакого напряжения. Сначала они теряются, стараются отвлечь, переключить, затем пытаются настаивать, приказывать. Заканчивается все криками и даже шлепками по попе.