Нравственное воспитание ребенка происходит в семье, которая является самостоятельным духовным и физическим организмом. Поэтому поистине трудно переоценить то значение, какое имеет в этом процессе пример родителей. «Яблоко от яблони недалеко падает», – справедливость этой пословицы подтверждается вновь и вновь: ребенок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребенок, день за днем наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живет духовной жизнью.
Православную семью называют «малой Церковью». В ней, по примеру Церкви, существует своя, домашняя, иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелеными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания.
В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребенок – это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощенной», не встречая в своем развитии никаких «преград». Ребенку, которого воспитывают по этой системе, все позволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, все им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее, болтаться) на улице сколько захотят, вообще, – делать все, что им заблагорассудится.
Православная Церковь категорически не приемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течение веков, способствует раскрытию личности ребенка не путем вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путем обучения воздержанию.
Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, – это стремление ввести ребенка во взрослую, будущую жизнь узкими вратами послушания и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребенка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.
Модная ныне вседозволенность и так называемое «свободное воспитание» приводят прежде всего к тому, что нарушаются правильные, иерархичные отношения в семье, ребенок совершенно перестает уважать родителей, начинает говорить с ними с пренебрежением, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.
Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что, развращенный вседозволенностью, он стремится все к новым и новым наслаждениям, к новым, не испытанным еще ощущениям. В подростковом возрасте в нем все сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.
Воспитывая ребенка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нем некую систему идеалов и авторитетов. Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребенок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребенка должны быть его родители, отец и мать, – иначе их место неизбежно займут другие люди.
В книге «Что необходимо знать каждому мальчику» сделана попытка рассказать о такой семье, где царит дух любви и доверия и в то же время дети воспитываются в послушании родителям. Отец мальчика является для него и главным авторитетом, и другом, с которым можно откровенно обсудить самые сложные и даже «неприличные» вопросы, волнующие подростка. Возможно, не все насущные проблемы воспитания нашли свое освещение в книге, но все же, думается, для многих она окажется полезной и интересной.
Священник Алексий Грачев,
врач-педиатр
Часть первая
«КАК Я ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ?»
Однажды за ужином мама и папа разговорились о прошлом. Они вспоминали, как давным-давно, еще в студенческие годы, вместе с друзьями отправились в поход на легких быстроходных лодках – байдарках. Много там было приключений, и забавных, и опасных; родители будто вновь переживали события тех дней… К действительности их вернул голос сына, пятилетнего Андрюши:
– А я тогда где был?
– Тебя еще не было, – быстро, мимоходом ответила мама.
Андрюше и раньше приходилось слышать от взрослых этот загадочный ответ, он даже привык к нему. Но сегодня впервые задумался… Происходили разные интересные вещи, но его в это время не было с родителями, а те жили себе и не искали его… У папы была большая умная овчарка по кличке Рекс, когда его, Андрюши, «еще не было». Еще у него была отличная модель подводной лодки, как настоящая – тоже когда его «не было». Мама жила в центре города, у бабушки, в квартире с высокими потолками, а его снова «не было». Вот и в поход на лодках мама с папой ходили без него, потому что его опять-таки «не было»…
Родители продолжали вспоминать разные случаи, а Андрюша думал. Он был рассудительный мальчик и уже умел думать, что, как считал его папа, гораздо труднее, чем говорить и даже чем читать и писать.
Если «папы нет» – он на работе. «Мамы нет» (что бывает крайне редко) – она в магазине. Бабушки сейчас здесь нет, зато ей всегда можно позвонить по телефону и попросить приехать. Другая бабушка живет далеко, к ней надо ехать на поезде. Дедушки нет… потому что он умер… Его душа пошла к Богу. Так что дедушки здесь с нами нет, но нельзя же сказать, что «его нет»: он есть, мы любим его и молимся о нем…
За такими серьезными думами Андрюша совершенно забыл о еде. Он машинально водил ложкой по тарелке, будто рисуя на недоеденной каше какие-то узоры, и это привлекло внимание мамы:
– Андрейка, ты почему не ешь? Невкусно?.. А я-то старалась!..
Мальчик отрицательно помотал головой, что означало: «Ну что ты, очень вкусно!» – и съел две-три ложки. А потом спросил:
– Меня нигде не было? Или где-нибудь я все-таки был?
– Разве что где-нибудь на луне, – улыбнулась мама. – Ты кушай, кушай!
– На луне?.. – мальчик был так растерян, что мама пожалела о своей шутке. И поняла: пора рассказать сыну, «откуда берутся дети». Тем более что через несколько месяцев ожидалось прибавление семейства.