Виктор Геннадьевич Бондарев, Екатерина Игоревна Наумова - Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике

Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике
Название: Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике
Авторы:
Жанр: Политология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике"

Учебно-методическое пособие «Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике» подготовлено в соответствии с требованиями Основной образовательной программы магистратуры ФГОС ВО – ВМ.5864.* «Философский дискурс современности» по уровню высшего образования и компетентностно-ориентированного учебного плана по направлению подготовки 47.00.00 Философия, этика и религиоведение. Данный курс ориентирован на выработку у обучающихся навыков социально-философского анализа процессов, определяющих содержание и характер современной цивилизации. Пособие включает в себя основные требования и организационно-методические рекомендации по изучению дисциплины. Представленные материалы будут полезны преподавателям и аспирантам в практической деятельности, помогут студентам в формировании систематического знания об основных цивилизационных стратегиях современности.

Пособие подготовлено при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) «Суверенность и суверенитет: логика и антиномии глобальной цивилизации», № 22-28-00779. Руководитель: Соколов А.М., 2022-2023.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

The manual "Civilization Strategies of Modernity: From Geopolitics to Biopolitics” was prepared in accordance with the requirements of the Basic Educational Program of the Master’s Program of the Federal State Educational Standards of Higher Education – BM.5864.* "Philosophical discourse of modernity” according to the level of higher education and competence-oriented curriculum in the field of study 47.00.00 "Philosophy, ethics and religious studies”. This course is focused on the development of students’ skills of socio-philosophical analysis of the processes that determine the content and nature of modern civilization. The manual includes the basic requirements and organizational and methodological recommendations for the study of the discipline. The presented materials will be useful to teachers and graduate students in their practical activities, will help students in the formation of systematic knowledge about the main civilizational strategies of our time.

The manual was prepared with the support of Russian Scientific Foundation (FSF) grant «Sovereignty and sovereign: logic and antinomies of global civilization», № 22-28-00779. Head: Sokolov A.M., 2022-2023.

Бесплатно читать онлайн Цивилизационные стратегии современности: от геополитики к биополитике


© Наумова Е.И., Соколов А.М., Бондарев В.Г., 2023

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

© Институт Мира и исследования конфликтов, 2023

Тема 1

Цивилизационный проект и цивилизационная стратегия

Краткая история становления цивилизации

Понятие «цивилизация» вошло в обиход в XVIII веке во Франции[1], хотя западная идея цивилизованного общества уходит своими корнями в античность. Именно греки классического периода начали считать себя не просто отличными от других народов, но и превосходящими их. Если в устах Геродота, писавшего в середине V века до н. э., слово «варвары» – всего лишь удобное общее имя для негреческих народов, то ко времени Аристотеля, столетие спустя, варвары и варварские народы уже характеризуются с точки зрения их специфических социальных признаков: обращения с рабами, меновой, т. е. не знающей денег экономики, – черт, вызывающих негативную оценку у цивилизованных греков. Благодаря своим культурным характеристикам варвары обнаруживают человеческую неполноценность по сравнению с греками, которые и в собственных глазах, и в глазах последующих поколений европейцев, предстают образцом цивилизованности. Этимологически слово «цивилизация» происходит от латинского «civis» – гражданин. Хотя римляне использовали слово «cultura» (культура), а не «цивилизация», в качестве общего названия для духовной, интеллектуальной, общественной и художественной жизни, быть гражданином означало быть частью этой культуры. Римляне, как и греки, у которых они позаимствовали многие социальные установки, считали себя народом уникальной культуры. Два представления – о культуре и цивилизации – в ретроспективе слились в одно. Окруженные варварами, римляне также полагали своим долгом нести цивилизацию другим народам.

Идея цивилизации возродилась в трудах христианских хронистов VII и VIII веков, таких как Григорий Турский и Беда Достопочтенный. Из их описания предшествующих столетий явствовало, что христианство в ту пору, пока оно еще не восторжествовало над язычниками, постоянно находилось под угрозой истребления. В последующее время, благодаря церковной организации и письменной культуре, союзу церкви с такими всесильными монархами, как Карл Великий, христианство уже могло сознательно ставить между собой и западной цивилизацией знак равенства.

Предренессансный и ренессансный интерес к классическому миру подарил новую жизнь идее особой европейской цивилизации – уходящей корнями в дохристианское прошлое и существовавшей параллельно христианству. Признав в Софокле, Платоне, Вергилии и Сенеке своих духовных прародителей наряду с Христом и святым Павлом, жители западной Европы ощутили себя частью великой традиции. Открытие Нового Света по ту сторону Атлантического океана, знакомство со множеством «примитивных» народов, населяющих все уголки Земли, делало европейцев XVI века в их собственных глазах еще больше похожими на древних греков и римлян – людей цивилизации, окруженных варварами. К XVIII веку, когда слово «цивилизация» вошло в обиход, европейские интеллектуалы были преисполнены оптимистической уверенности относительно предназначения и благодати всего «Божьего творения», а также относительно способности рационально мыслящего существа рано или поздно упорядочить знание и решить все стоящие перед человечеством проблемы. Стало укореняться представление о цивилизованном поведении – рожденный во Франции идеал политеса (politesse) начал превращать землевладельцев, купцов и ростовщиков (прежде находившихся во власти дурных привычек, например, привычки жить и питаться под одной крышей со своими работниками) в благородную знать с пусть и не изысканными, но вполне приемлемыми манерами. «Благородная» культура XVIII века казалась достойным возрождением аттического и римского духа, и хотя во Франции просветительский оптимизм не смог пережить ножа гильотины и кровавого побоища наполеоновских войн, он вновь расцвел в следующем столетии в джентльменских клубах Англии. В наступивший Век прогресса, который совпал с эпохой подъема Британской империи, Маколей, Карлейль, Бокль объясняли читателям, что чудеса Древней Греции и Древнего Рима образуют непрерывное целое с чудесами Венеции и Флоренции эпохи Возрождения, а также с чудесами британской индустриализации.

В 1858 году викторианский историк Гёнри Томас Бокль в первом томе своего известного труда «Истории цивилизации в Англии», изобразил цивилизацию в виде великой исторической цепи, уже первое звено которой, цивилизация древнего Египта, «представляла разительный контраст варварству, господствовавшему среди африканских народов». Следующим после Египта звеном оказывалась Греция: далее, пройдя Римскую империю, Возрождение, Реформацию и Просвещение, цепь подводила прямиком к славным достижениям соотечественников Бокля. Те народы, что находились в стороне от этой данной оси, признавались варварами, а те, что находились на ней, – носителями цивилизации. Цивилизация в дни Бокля не только сама задавала свои географические границы, она считала себя наделенной миссией подавлять, обращать и цивилизовывать остальное человечество – с этой точки зрения процесс колонизации всего мира представлялся некоей благотворной смесью проповедничества и морального торжества. Провести черту между цивилизацией и не-цивилизацией не составляло труда – цивилизация была атрибутом людей белого цвета кожи и христианского вероисповедания, атрибутом же прочих было варварство[2].

Цивилизация и/vs. культура

Одним из важных моментов для понимания цивилизационного подхода является соотношение понятий «культура» и «цивилизация». При всех разночтениях, имеющихся в толковании понятия «цивилизация», можно выделить несколько основных направлений, в русле которых дается его определение. Одно из них заключается в отождествлении понятий «культура» и «цивилизация», которые в этом случае оказываются всего лишь синонимами для выражения одного и того же смысла. Другое направление в толковании соотношения между понятиями «культура» и «цивилизация» связано с такими именами как Н.Я. Данилевский (1822–1885), О. Шпенглер (1880–1936), Н.А. Бердяев (1874–1948) и др. Общность их концепций заключается в понимании цивилизации как этапа развития культуры, для которого характерны процессы вырождения. Они проявляются в засилии техники, формальной рациональности, оскудении духовного мира человека. Культура с этой точки зрения романтизируется, а цивилизация демонизируется. Весьма своеобразную позицию в вопросе о соотношении культуры и цивилизации занимал П.Л. Лавров (1823–1909).

В отличие от большинства русских мыслителей, для которых было характерно отношение к цивилизации как к болезненной фазе развития культуры, у П.Л. Лаврова понятие цивилизации связано с понятием исторического прогресса, а понятие культуры, напротив, с консервативными моментами в жизни общества. Другая отличительная черта позиции П.Л. Лаврова заключается в том, что понятие «цивилизация» соотносится у него не только с понятием «культура», но и с понятием «общество».


С этой книгой читают
Наше знание текущих процессов в Закавказье неглубоко, а не столь уж давнее прошлое новых независимых государств вообще неизвестно. Однако необходимо понимать, на каком историческом фундаменте грузинские, армянские и азербайджанские историки выстраивают сейчас образ прошлого, с энтузиазмом выполняя политический заказ. Вместо объективного исследования в бывших советских республиках доминирует процесс создания новых исторических мифов. Ведущим предм
«Царь турской Магмет-салтан сам был философ мудрый по своим книгам по турским, а се греческия книги прочел, и написав слово в слово по-турски, ино великия мудрости прибыло у царя Магметя. …»
В XX веке мир бурлил национально-освободительными войнами, революциями, военными переворотами и крупными международными скандалами. Холодная война оставалась холодной лишь для крупных держав, но выливалась в кровавые конфликты по всему мируЛевые активно участвовали во всех этих событиях. Речь и о бунтующих студентах Запада, и о молодых партизанах Латинской Америки, Индокитая и арабского мира.В этой книге собраны работы виднейших представителей ле
В книге, посвященной истории российской религиозной и политической мысли Раннего Нового времени, Гэри Хэмбург показывает, что путь России к просвещению начался задолго до того, как Петр Великий распахнул окно в Европу. Исследуя широкий круг произведений, автор помогает увидеть, каким образом российское просвещение послужило предпосылкой для расцвета таких писателей XIX века, как Федор Достоевский и Владимир Соловьев.Гэри Хэмбург, профессор истори
«А как появились люди?», – всем родителям приходится отвечать на этот вопрос. И некоторых он, как ни странно, может поставить в тупик, если дело доходит до конкретики. Наука считает доказанным появление современного человека в результате эволюции. Эта книга поможет рассказать ребенку об этом.
Человек попадает в аномальную зону. Он ничего не помнит. Его окружают опасные мутанты и аномалии. Но и здесь живут люди – сталкеры. Человеку предстоит пройти трудный и опасный путь. И в конце этого пути он сможет выйти из Зоны и попасть в процветающую страну.
Эта книга для людей, ищущих ответы на вопросы: Кто Я? Зачем пришёл в этот мир? Для людей небезразличных к своему здоровью, по большому счёту к своей судьбе. Она позволяет с помощью древних знаний считать программу собственной жизни, а значит, стать её полноправным хозяином. Человеком, знающим свой, заложенный при рождении потенциал, обладающим возможностью полностью его реализовать.
Два близких друга не виделись несколько лет. И вот он прилетает к ней погостить на три дня. Они классно проводят проводят время, веселятся.История простая, и ничего особенного здесь нет. Может, кому-то и понравится.