Можно дать множество верных определений, отвечая на столь значимый в христианском мире вопрос, и оказаться правым. Почему? Да потому, что Господь Иисус создал свою Церковь многогранной, как прекрасный бриллиант, способный преломлять божественный свет, сверкая всеми цветами радуги многоразличной благодати Божьей.
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. (1 Пет.4:10)
Слово «многоразличной» может быть также переведено как «пестрой или разноцветной». Это слово произносится как «пойкилос». Разве не чудесно, что Господь создал Свою церковь именно такой пестрой и цветной, а не однообразно серой? Да, серый – это тоже цвет, но мне бы не хотелось ограничиваться восприятием только одного цвета или оттенка, рассматривая картину христианской жизни.
Какие мысли приходят к нам, когда мы говорим о Церкви? Какой образ? Кому-то, возможно, представляется храм или какое-либо здание, кому-то обстановка внутри помещения, кому-то собрание верующих, кому-то образ невесты, кому-то церковь больше напоминает армию.
Какое определение мы можем дать – что такое церковь? И чем короче будет наше определение, тем яснее мы понимаем суть определяемого слова. Для целей этой книги возьму на себя смелость дать такую формулировку, не претендуя на всеобъемлющую полноту этого определения:
Церковь – это собрание рожденных свыше верующих, объединенное под главой Иисуса Христа и водимое Святым Духом.
С точки зрения расположения в пространстве Церковь есть вселенская и поместная. В Евангелии от Матфея 16:18 Иисус говорил о Вселенской Церкви, а в Евангелии от Матфея 18:17 о поместной церкви.
и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; (Матф.16:18)
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:17)
Это не две разные Церкви, а одна единая, просто рассмотренная, как мы уже говорили, с точки зрения расположения в пространстве. Множество поместных (расположенных в какой-либо местности) церквей входят в состав вселенской Церкви.
В своей жизни нередко встречался с людьми, не принадлежащими ни к одной поместной церкви, и заявляющими, что они являются членами вселенской Церкви, в которой Пастырь Иисус Христос. Кто-то из них сам вышел из состава поместной церкви, кого-то вынудили выйти обстоятельства. И неважно, кто был прав, а кто виноват. Были ли правы все, или просто настало такое время, а, может быть, ещё какая-то неведомая причина побудила этих дорогих учеников Иисуса Христа покинуть поместное собрание. Важно то, что это отделенное состояние не может быть постоянным решением сложившейся ситуации. Подобно, как если при травме человек случайно теряет, например, ушную раковину, то есть определенное время, на протяжении которого отделенный орган сохраняет способность при операционном вмешательстве быть пришитым и прижиться на своем прежнем месте. Да, все зависит от условий хранения, совершенства медицинских средств и последующей реабилитации, но ясно одно, что при долговременном отсутствии насыщения тканей кислородом и питательными веществами, долго отделенный орган не продержится. Тем более не сможет полноценно выполнять свои функции вне тела.
Если Вы, дорогой читатель, оказались в подобной ситуации, знайте, что Вам нужно тело. Вам нужно поместное собрание. Может быть, не то, отношения с которым не сложились. Просто жизненно необходимо находиться в общении и взаимном служении в поместной церкви. Когда мы в общении, происходит очень много полезных преобразований не только в нашей жизни, но и в жизнях людей, которые окружают нас. Господь Иисус создал на Земле Церковь, а не разрозненные её члены.
В своей жизни мне пришлось пройти через процесс уничтожения неудобного лидерского состава в поместной церкви, в течение пяти лет пройти через многие испытания, увидеть предательство тех, кто ещё вчера заверял в своей преданности, лишиться всех званий и регалий, пережить практически мгновенную потерю авторитета, клевету и даже эмоциональную смерть. Но и воскрешение также стало частью этого удивительного, хотя и неприятного, процесса. Тогда мне порой казалось, что ещё немного, и не выдержу, сломаюсь, как те, кто до меня попадали в этот ужасный механизм, были изломаны, пережеваны системой и выброшены умирать во внешний мир. Надо ли говорить, что подобное обращение делает с душой человека, служившего на протяжении многих лет в поместной церкви? Но в итоге ничего страшного и непоправимого в моей жизни не произошло, и сегодня у меня есть возможность продолжить служение в другом поместном собрании. Поймите меня правильно, я не призываю менять поместные церкви, как перчатки, ни в коем случае, более того, являюсь противником смены поместного собрания в попытках найти что-то, более удобное для себя. Описанное выше относится к невозможности продолжения посещения собрания. Немного подробнее эта ситуация будет описана в главе, посвященной формированию нашего характера. Но что-то мы немного отвлеклись. Давайте вернёмся к нашим рассуждениям о Церкви.