Написанное людьми обладает одним удивительным качеством: оно каким-то неведомым образом ухитряется обходить молчанием самое главное. «Страданием и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах» – так нелестно оценивает книжную мудрость Гоголь. Неужели и в самом деле «кто знает – не говорит, кто говорит – не знает»?
Автор с достаточной долей осторожности полагает, что он говорит о том, что знает. И делает это искренне и по существу. Главные идеи этой книги добыты автором из своего жизненного опыта и окружающей его жизни, хотя порой в качестве доказательств он использует крупицы мудрости, подаренные нам выдающимися людьми. А так же крупицы заблуждений весьма незаурядных людей. Если бы этот труд открыл читателю глаза на самое важное в жизни и тем послужил уменьшению его страданий, автор считал бы свою задачу выполненной. В любом случае автор испытал большое удовлетворение, работая над этой книгой, потому что он сделал максимум из того, что мог. Всякому овощу нужно время, чтобы созреть. Сокровенное знание требует для своего созревания времени намного большего, чем человеческая жизнь. А в распоряжении автора была всего одна человеческая жизнь. Одной жизни явно недостаточно для реализации столь масштабного замысла, но и она подходит к концу, поэтому приходится издавать в том виде, какой есть. Но главное сказано. Автора всю жизнь мучило несовершенство людей и, особенно неприятное, собственное несовершенство. Но написать книгу оказалось проще, чем переписать себя. Нет почти никакой надежды, что эту работу можно будет продолжить «на том свете», либо в какой-то другой жизни. Безусловно, лучше её делать на этом свете, да ещё будучи молодым.
Для молодых с ещё не окончательно замусоренными мозгами и утраченными надеждами это в первую очередь и написано. По замыслу автора их книга должна вдохновить, а профессионалам кое-что объяснить. Но как раз объяснения, использующие, пусть в минимальных объёмах, специальную терминологию, лишают этот труд способности вдохновлять. Для автора это обстоятельства явилось серьёзным препятствием, и он не вполне уверен в том, что ему удалось с ним справиться. Так как главная задача этой книги – возбудить в людях созидательный энтузиазм, автор максимально постарался написать её, как сказал бы К. Чуковский, человеческими словами. Профессионалы, как думает автор, найдут в ней немало интересного, потому что его взгляды во многом отличаются от общепринятых в различных областях человекознания. Доступность языка и здесь делает своё нужное дело, потому что объединить взгляды из очень разных областей деятельности можно только на основе обновлённой непротиворечивой терминологии, а путь к ней лежит через простоту. Конечно, принадлежность книги к некому непонятному жанру усложняет задачу как автора, так и читателя. Для читателя задача совладать с текстом решается проще: ему достаточно пропускать непонятные места, а для выбора подходящих для его разумения частей, пользоваться оглавлением. Впрочем при нынешней спешке и привычке к клиповому мышлению вряд ли стоит надеяться, что кто-то её дочитает до конца хотя бы один раз. Но из наличия трезвого взгляда на положение вещей отнюдь не следует, что её не надо было писать. Надо! Из одной лишь надежды хоть маленькую толику ощущения Высоты поселить в сознание читателя – надо.
Человек так устроен, что ему хочется хорошего, в том числе выглядеть хорошим в глазах других. А чтобы прослыть хорошим человеком, надо хвалить всё подряд. Так, глядишь, и тебя кто-нибудь похвалит. Но это не научный метод. Как, впрочем, и метод резать со всей решимостью правду-матку. Автор пытался нащупать некий срединный путь, на котором при максимально доступной для учёного объективности удаётся не утратить сочувственного, а порой и восхищённого отношения к некоторым представителям вида человек.
На эту книгу обрушится шквал критики, упрёков, обвинений. И это понятно: автор, впервые в истории науки, говорит всю неприглядную правду о разрушении, которое буквально бесчинствует во всех областях деятельности человека. И он все эти разновидности разрушения перечисляет, анализирует, объясняет, не взирая на лица, статусы и страны. Какому разрушителю это может понравиться? Но все эти формы критики и неприязни автора мало волнуют, тем более, если выяснится, что книга в самом деле обладает способностью вдохновлять на повышение уровня. Вот это будет действительно замечательный результат. Всё остальное в сравнении с ним значения не имеет. Значение имеет только Высота!
Глава 1
Созидание и разрушение
Много тысячелетий человечество двигалось по пути прогресса, и вот мы со всей ясностью осознаём, что на самом деле идём к катастрофе. Помимо того, что мы видим на поверхности, что то происходит в самой глубине процессов, и оно недоступно нашему восприятию и пониманию. Это становится всё более очевидным, потому что все изобретённые рецепты спасения человечества: христианство, культура, промышленное производство, марксизм, демократия – оказались неэффективными. С каждым новым лекарством возникает всё более сложный букет проблем. Каждый раз светлое будущее отодвигается всё далее, а настоящее оказывается ещё более тревожным. И мы спрашиваем себя, а существует ли какая-нибудь альтернатива масштабным интеллектуальным построениям, духовным течениям, которые на пике своей популярности объединяли вокруг себя огромные массы людей, но в результате обманули их надежды? Существует ли среди путей, которые ведут к возникновению всё новых проблем, один, на котором проблемы решаются? Как бы ни слабы были надежды, всегда будут те, кто будет продолжать искать этот путь. И если он существует, то поиск его надо вести, двигаясь от основополагающих законов природы.
1.1. Два фундаментальных модуса деятельности
В применении к решаемой проблеме таких законов два. Первый – всё стремится к обретению максимума возможностей. Следствие этого закона – всё живое стремится себя продлить, увеличить количественно и улучшить качественно. Или, введя своего рода единицу количества и качества жизни, этот закон можно сформулировать короче: «Все живое стремится к тому, чтобы было больше жизни». Или еще короче: «Все живое стремится увеличить жизнь». Увеличению жизни служит созидание. Второй – все разрушается. Он известен еще как второй закон термодинамики или закон роста энтропии (являющейся мерой неупорядоченности). А суть всего, что происходит во Вселенной, сводится к борьбе этих двух фундаментальных тенденций: разрушения и созидания. Конкуренция этих двух процессов лежит в основе всего происходящего и определяет его исход, результат каждого дня, каждого человека, каждого государства, эпохи, цивилизации. И в конце этой цепочки причин, действий и результатов лежит самый главный результат: увеличение, либо уменьшение жизни.