Киты, дельфины и человек относятся к одному классу животных – к млекопитающим. Наше родство с ними, конечно, не такое близкое, как с приматами, но все же – родство. Киты и дельфины гораздо ближе к человеку, чем птицы или лягушки, не говоря уж о насекомых и пауках.
И тем не менее из всех групп животных китообразные остаются для нас одними из самых таинственных и непонятных.
Самые непонятные «одноклассники»
В те времена, когда люди еще не могли заглянуть в морские глубины, вокруг китов и дельфинов накапливалось больше легенд и сказок, чем знаний. В двадцатом веке наука вооружилась аквалангами, батискафами, подводной кино- и звукозаписывающей техникой и прочей сложной аппаратурой. Благодаря новым методам и упорству увлеченных исследователей, количество знаний о наших морских одноклассниках увеличилось во много раз, но киты и дельфины все равно продолжают обескураживать зоологов. Многие важные вопросы до сих пор остаются открытыми.
Например, непонятно, откуда взялись китообразные. Известно, что они произошли от каких-то наземных животных, но вот от каких – загадка. Пока не очень ясно, как киты ориентируются в океане, проплывая тысячи километров. Много вопросов остается и с размножением, и с питанием, и с дыханием китообразных.
Открытия, связанные с интеллектом дельфинов, стали сенсацией двадцатого века. Этой проблеме были посвящены сотни исследовательских программ и тысячи экспериментов. И что же? Оказывается, ученые до сих пор не пришли к окончательным заключениям по поводу дельфиньего ума, хотя и продолжают активно работать с нашими плавучими «братьями по разуму».
Возможно, основная причина загадочности китообразных кроется в том, что их организмы приспособлены к жизни в иной среде. Они – абсолютно водные животные, несмотря на то что, так же как и мы, дышат атмосферным воздухом. Живя с нами на одной планете, киты и дельфины существуют там, где человек сам по себе выжить не сможет. И наоборот, на суше нет места китообразным. Мы – представители разных миров, поэтому нам трудно понять друг друга. Но тем и интереснее изучать.
Мореплаватели сбрасывают бочки, спасаясь от китов. Со старинной миниатюры
Недостаток знаний и понимания, однако же, не мешает людям использовать китообразных. До недавнего времени киты и дельфины воспринимались человеком лишь как ценная добыча. Их убивали и некоторых почти истребили. Сейчас масштабный промысел китов и дельфинов запрещен законом, но человек продолжает быть опасным для многих морских гигантов.
Мы пока еще не научились понимать язык дельфинов, но это не мешает им спасать тонущих людей, веселить нас во время шоу в дельфинариях и даже лечить. Дельфины помогают людям ловить рыбу и участвуют в военных действиях. Они нередко становятся героями фильмов и романов, а фотографии их веселых зубастых мордашек используют в рекламных целях.
Китов люди в некоторых странах до сих пор употребляют в пищу. Киты служат плавучими туристическими достопримечательностями. Предприимчивые организаторы экскурсий продают дорогие билеты на морские прогулки в тех краях, где возможна встреча с живым великаном. Все это значит, что наши параллельные миры все-таки пересекаются, и когда-нибудь люди накопят достаточное количество знаний о китообразных, чтобы лучше понять этих прекрасных животных. А пока давайте поговорим о том, что уже известно о китах и дельфинах, и попробуем сами ответить на некоторые волнующие вопросы.
Так изображали китообразных в Средневековье
Греческое слово «китос», от которого произошло слово «кит», означает «морское чудовище». А как же еще люди в древние времена могли относиться к китам? Что они знали об обитателях океанских глубин? Очень немного. Кит – это нечто морское, огромное, живое и очень страшное. Неудивительно, что киты на старинных изображениях нередко наделены фантастическими чертами: то большими клыками, то когтями, то человеческим лицом.
С одной стороны, люди знали очень мало, с другой – даже редкая встреча с морским великаном чрезвычайно волновала тех, кому выпадало оказаться поблизости от кита во время плавания на утлом суденышке или увидеть мертвого гиганта на берегу. Такие впечатления порождали многочисленные предания и легенды.
В известной библейской истории о пророке Ионе кит способствует перевоспитанию грешника. Бог повелел Ионе идти в город Ниневию, а Иона ослушался, сел на корабль и поплыл совсем в другую сторону. Во время плавания корабль был застигнут страшной бурей, и моряки стали спрашивать друг друга, не прогневил ли кто Господа каким-либо грехом. Иона сознался в своем ослушании и попросил бросить его за борт, чтобы искупить вину и спасти от гибели других моряков. В бушующих волнах Иона должен был сразу погибнуть, но этого не произошло. Его проглотил кит, и Иона, целый и невредимый, провел во чреве кита три дня и три ночи. Все это время он неустанно просил Бога простить его, и его молитва была услышана. Господь дал киту соответствующее указание, и тот «изверг Иону на сушу» (Иона 2:1,11).
Эта легенда родилась больше двух тысяч лет назад. Люди тогда еще не знали, что самые крупные киты питаются только мелкими животными и никак не могут проглотить целого человека. Но в ней прекрасно отражено, какие чувства вызывали у людей морские гиганты.
Кит «извергает» святого Иону на сушу
Сюжеты, связанные с попаданием внутрь кита и благополучным возвращением оттуда, повторяются в произведениях мировой литературы. Однако таких историй все же не так много, как тех, где спину кита люди обычно принимают за остров и начинают вести себя на ней как на суше. Столкнуться с последствиями подобного заблуждения пришлось в свое время и Синдбаду-мореходу, и Пантагрюэлю, и еще много кому.
Одна из самых старинных историй про использование спины кита вместо суши содержится в сказании «Плавание святого Брендана». В начале двадцатых годов VI века ирландский аббат Брендан вместе с небольшой командой, состоявшей из одних монахов, отправился по морю на запад в поисках рая. Их небольшое парусное судно было сделано из бычьих шкур. В графстве Кэрри в Ирландии до сих пор делают подобные лодки. Они называются «каррак».
Плавание аббата Брендана
Однажды во время Пасхи команда высадилась на небольшом острове, чтобы отслужить праздничную мессу. Только развели огонь и достали необходимые принадлежности, как вдруг остров зашевелился. Как вы уже догадались, он оказался спиной кита. Любой нормальный кит, почувствовав, что у него на спине разожгли костер, немедленно нырнул бы, смыв с тела докучливую братию. Но аббат Брендан вознес пламенную молитву Господу, и кит подождал. Он ушел в глубину только после того, как все монахи благополучно эвакуировались на свой корабль.