Алексей Владимирович Кочетков, Александр В. Бедрицкий - Демократия под огнём. Выборы в народных республиках Донбасса

Демократия под огнём. Выборы в народных республиках Донбасса
Название: Демократия под огнём. Выборы в народных республиках Донбасса
Авторы:
Жанры: Политология | Современное политическое положение | Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Демократия под огнём. Выборы в народных республиках Донбасса"

События Украинской революции 2013–2014 гг. привели не только к политическим изменениям на Украине, но и к трансформации её карты. Так, Крымский полуостров вернулся в состав России, а на востоке были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики, составляющие часть земель исторической Новороссии.

2 ноября 2014 г. в ДНР и ЛНР состоялись выборы глав республик и депутатов Народных советов. Голосование проходило в максимально неблагоприятных для этого условиях – обстрелы, гуманитарные трудности, нехватка квалифицированных кадров. Несмотря на это, выборы в молодых республиках изначально задумывались как предельно демократичные, прозрачные и равноправные. Конечно, с поправкой на военную обстановку.

К избирательным кампаниям в ДНР и ЛНР было приковано огромное внимание не только местных и российских, но и зарубежных СМИ. На день выборов только ЦИК ДНР было аккредитовано 320 журналистов, в том числе с Европы и США. Для СМИ регулярно, раз в неделю, проводились пресс-конференции председателей ЦИК, устраивались брифинги для всех пожелавших этого участников предвыборной гонки, выезды с кандидатами во время поездок в регионы.

Явка была максимально возможной в условиях военных действий. В ЛНР и ЛНР с утра до вечера были зафиксированы тысячные очереди на избирательных участках. В результате в выборах в ДНР приняло участие более миллиона человек. В ЛНР проголосовало более 700 тыс. человек.

Бесплатно читать онлайн Демократия под огнём. Выборы в народных республиках Донбасса




© А. В. Бедрицкий, 2014

© С. О. Бышок, 2014

© А. В. Кочетков, 2014

© Книжный мир, 2014

* * *

Бедрицкий Александр Владимирович – политолог, кандидат политических наук, генеральный директор международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO. Активно занимается проблематикой электоральной политики и наблюдения за выборами, участвовал в 20 миссиях наблюдения БДИПЧ ОБСЕ, автор одной монографии, соавтор двух коллективных монографий, многочисленных статей.


Бышок Станислав Олегович – психолог, публицист, выпускник факультета психологии МГУ им. Ломоносова, эксперт Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO, член экспортного клуба Modus, автор книг автор книг по современной российской и украинской политике.


Кочетков Алексей Владимирович – российский политолог, журналист, международный эксперт. Руководитель Международной организации по наблюдению за выборами CIS ЕМО с 2003 по 2013 годы. Автор и разработчик ряда методик мониторинга электоральных процессов и избирательных кампаний. В 2013 году возглавил Фонд развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия».

Украинская охлократия[1] vs прямая демократия

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом…

М. А. Булгаков

В конце 2014 года можно с уверенностью сказать, что он, в целом, прошёл под знаком украинских событий, правда самой Украине особыми достижениями гордиться не приходится. И здесь уместно сравнение с Ливией, также ставшей главным объектом мирового внимания в 2011 г. Не будем подробно останавливаться на всех этапах деградации Украинского государства, вспомним только несколько базовых моментов.

Поводом для начала массовых акций гражданского неповиновения в Киеве стало решение украинских властей приостановить подготовку соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом[2] как раз накануне саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе (28–29 ноября). Вместе с тем, евроинтеграционные усилия Украины, как бы это ни казалось странным, резко интенсифицировались после победы на президентских выборах В. Януковича в 2010 г.

Взаимное стремление к сближению украинской элиты и Евросоюза было обусловлено рядом критериев, по которым должна была бы оцениваться готовность Украины к ассоциации с Евросоюзом. В декабре 2012 года в ходе совета министров иностранных дел ЕС был выработан ряд критериев, по которым должна была бы оцениваться готовность Украины к подписанию соглашения о её ассоциации с Евросоюзом. Список из 19 пунктов получил название по имени её главного автора – Европейского комиссара по вопросам расширения и европейской политики Штефана Фюле.[3] Этот документ содержал в себе требования системных реформ во всех сферах общественной жизни, приближающих страну к европейским стандартам. Их можно условно разделить на направленные на реформу конституционного и избирательного права, реформу судебно-правовой системы, меры, облегчающие свободу торговли и улучшающие инвестиционный климат, а также принятие решений по персональной судьбе «политзаключенных».

Однако и в декабре 2012 г, и на протяжении всего 2013 года, работа в этих направлениях скорее симулировалась, чем велась украинским правительством. Это обстоятельство прекрасно осознавалось в самом Евросоюзе, но для еврочиновников ценностные вопросы, вынесенные в пресловутый «список Фюле», независимо от того, как к ним относится, служили всего лишь формальным обоснованием для того, чтобы продемонстрировать на словах приверженность «западным ценностям», прекрасно при том понимая, что украинским руководством они не будут выполнены ни в сроки до Вильнюсского саммита, ни позже. Эта, без преувеличения, лицемерная позиция будет ещё не раз демонстрироваться Западными странами в отношении украинских событий.

Выходов из сложившегося тупика было несколько. Можно было пойти на предложения России провести переговоры в трёхстороннем формате. Однако, попытки Януковича выторговать себе больше преференций как со стороны России, так и Евросоюза,[4] а также бескомпромиссная позиция европейцев в вопросе «отрыва Украины от России» не позволили этого сделать.[5]

Хотелось бы напомнить, что российское руководство неоднократно заявляло, что подписание соглашения с ЕС, что это «суверенное право украинского народа, украинского руководства в лице президента, парламента и правительства». Добавляя, правда, что любой выбор Украины будет нести за собой соответствующие последствия. В случае открытия украинского рынка для Европы – пересмотр всего блока экономического сотрудничества с Россией.

Но и Европа говорила о том же! Ещё в феврале 2013 года Фюле заявлял, что, хотя Евросоюз и не имеет ничего против сотрудничества между Украиной и Таможенным союзом, но он не может «взять обязательства в рамках Соглашения об ассоциации со страной, у которой нет суверенного права, у которой решение в отношении своей внешней торговой политики находится не в её руках».[6] В отстаивании своих интересов ЕС оказывался даже более жёстким. На предложение о проведении трёхсторонних переговоров между Украиной, ЕС и Россией президент Еврокомиссии Ж. М. Баррозу ответил категорическим отказом.[7] А ведь только такой формат мог гарантировать сохранения экономического суверенитета Украины.

Вторым вариантом разрешения внутриукраинского конфликта могло бы стать решение о проведении референдума – прямого волеизъявления народа по важнейшим вопросам развития государства, каковым безусловно является и выбор внешнеполитической ориентации. Именно для этого и существуют демократические процедуры.

То, что власть не захотела его проводить, и то, что оппозиция объективно оказалась более заинтересована в самопиаре на майдане, а не в задействовании реальных демократических механизмов, говорит о том, что политическая система бывшей Украины была бесконечно далека не только от демократических стандартов, но и от своего народа. Причём это утверждение в равной степени относится и к команде Януковича, и к оппозиционерам, привыкшим, что с 2004 г. Майдан стал чуть ли не главным инструментом народовластия. Именно этот выбор, сделанный в самом начале украинского противостояния – выбор между цивилизованными институтами прямой демократии и охлократией, каковой, безусловно, стал и Майдан, в эгоистичных политических интересах – и предопределил последующее развитие украинского кризиса, приведшее к полной деградации государства и росту нацистских настроений в обществе. Развитие событий на Украине с ноября 2013 г. наглядно иллюстрирует этот тезис.

Первоначальные лозунги майдана о евроинтеграции очень быстро уступили место требованиям об отставке Януковича и «регионалов». Иными словами, вопрос «что делать» полностью потерялся на фоне куда более понятного и простого «кто виноват».


С этой книгой читают
Минский мирный процесс, проходящий на фоне то возобновляющихся, то затихающих боевых действий на Донбассе, дал призрачную надежду на восстановление нормальной жизни в регионе, а также на нормализацию российско-украинских отношений, как и отношений России с Западом. Вместе с тем, необандеровская и русофобская идеология, превалирующая в постмайданной Украине, затрудняет этот процесс.События Украинской революции 2013–2014 гг. привели не только к пол
«Хто не скаче, той москаль!» – с такой кричалкой прыгали, согреваясь, протестующие на киевском Майдане Незалежности зимой 2013 г. В «дивном новом мире» украинской революции под знамёнами Степана Бандеры никому не хотелось прослыть исконным врагом украинской государственности – «москалём».Сначала это был протест против неэффективности и коррумпированности власти, против милицейского и чиновничьего произвола, против невнятности и бесперспективности
Жизнь России за пределами ее видимости из центра, вне отчетов и бюджетов. Сила неуправляемой жизни и ее роль в новой реальности Дальнего Востока – предмет размышлений Леонида Бляхера. Автор предлагает встречать дальневосточную реальность «глаза в глаза», признавая стремление человека к поддержке ближних. Тяга к солидарности без внешних насильственных регуляторов ляжет в основании нового единства страны. Выстроенного не «сверху», а от людей в их о
В книге-исследовании известного российского политика и ученого изучено состояние реального механизма государственного управления Россией в 90-е годы. Показаны персоны и кланы, вскрыты роли, интересы и мотивы действий фактического руководителя и руководства страны. Доказана утрата государственного суверенитета России. Детально описан профессионально спланированный, глобальный механизм управления Россией из-за рубежа, направленный на реализацию нац
Сегодня мир, несмотря на распад СССР, по-прежнему разобщен. Исчезновение коммунистической империи не привело к глобальной гармонии. Наоборот, в 21 веке зло и насилие стали распространяться поразительно быстро. Даже развитие техники не помогает сблизить народы, что проявляется в обострении социальных, расовых, религиозных, нравственных и моральных противоречий, ведущих к возникновению и нарастанию радикальных настроений на всех континентах. А тут
«Государство и революция» В. Ленина – фундаментальное социологическое исследование. Работа о классовой сущности государства, о предпосылках отмирания классового общества, об историческом понимании демократии состоит из 9 глав, в которых дается полный анализ идей марксизма.Книга будет интересна историкам, политологам, социологам, философам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.
За тридцать лет жизни у Марины было трое мужчин. По одному на каждые десять лет. Андрей, друг детства, с которым они выросли вместе. Борис, любовь юности и первый мужчина. Миша, честный, надежный и благородный, – ее муж. Возможно, если бы Марина прожила побольше, у нее и появился бы кто-нибудь еще… Но она умерла. Тяжелая чугунная пепельница вонзилась ей прямо в висок. И убийцей мог быть любой из троих, каждого Марина любила всем сердцем…
Сергей Алёшин, сорокадвухлетний отставник спецслужб, снова потребовался своей «конторе». Ему предстоит попасть в американскую тюрьму, чтобы вытащить оттуда некоего Василия, арестованного американскими спецслужбами в Юго-Восточной Азии за якобы нелегальную торговлю оружием. Василий знает что-то такое, отчего американцы готовы сгноить его в тюрьме. И Сергей вовсе не уверен, что сам не станет разменной монетой в жестоких играх сразу нескольких разве
Кристофер Тонбайк – юноша из богатой семьи. Умный, порядочный, с сильным чувством справедливости, но слабый. Будучи в коме, Кристофер Тонбайк знакомится с шаолиньским монахом Юн Шэнем, виртуозным бойцом, умершим 500 лет назад. Выйдя из комы Крис обнаруживает, что часть сознания, умений и личности монаха слилось с его. Но вместе с этим феноменом к Крису пришло и горе. Весть о смерти его старшего брата, который был жестоко убит при непонятных обсто
Пейзажная лирика, описывающая красоту и состояние природы осенью, зимой, весной, летом. Автор в поэтической форме выражает свои яркие чувства ко всем временам года. Стихи посвящены прекрасной осени, с ее необыкновенными красками, зиме с белоснежными нарядами и суровыми морозами, весне с цветущими садами и лугами, благодатному и знойному лету.