Это только на первый взгляд, кажется, что район нашей деревни перенасыщен влагой. Да, воды много, местность даже вынуждены принудительно осушать специальными дренажными каналами, проложенными во множестве в речных поймах.
И рек много, и прудов, а хватись человек по хозяйству – нет под рукой воды! Идёшь к колодцу… А, если ты бабушка семидесяти лет? Возникают сложности… Долго мы терпели это безобразие: каждый день бегали за водой по многу раз. А летом добавляется сад и его обязательный полив. До колодца сто метров, обратно сто метров… Надоело. Нужен свой собственный колодец, персональный.
Стали искать самый оптимальный вариант для нашего конкретного случая. Пошли по деревне в поисках правды. Сразу стало понятно, что никакого стандартного решения в одном, отдельно взятом, населённом пункте не существует. Каждый владелец персонального колодца принимал решение о его организации, исходя из своих конкретных возможностей и потребностей. Фантазия у нашего народа богатая – лепит невесть что! Такие, иной раз, причудливые комбинации выдумывает, только рот разеваешь в удивлении.
Надо понимать, что в большинстве хозяйств зимовать остаются только старушки и основной водозабор происходит летом. Дальше – технические возможности хозяина. Местные механизаторы имели свои преимущества и активно их использовали. Но таких хозяйств были единицы и не в каждую усадьбу можно загнать трактор и буровую установку, чтобы приступить к «разработкам» в непосредственной близости от «потребителя». Какой смысл искать воду на общей улице, вдали от огорода или избы?
Вариант с традиционным колодцем мы забраковали сразу. Дорогостоящая возня с бетонными кольцами и трудоёмкая эксплуатация с поднятием ведра вручную категорически не подходили. Кроме того, он не вписывался, скажем так, в общую конфигурацию дома.
Вдобавок, ко всем нюансам выяснилось, что уровень подземных вод не подлежит чёткому определению. Он «гуляет», по непонятно каким законам физики и способен преподнести поисковику неприятный сюрприз. С таким сюрпризом столкнулся, например, один простодушный крестьянин, который решил вырыть колодец по образцу своего более удачливого друга-соседа.
Нам была рассказана душераздирающая история его мытарств. Этот крестьянин тоже решил основательно подойти к этому вопросу и досконально выпытал у друга все секреты его колодца, все сложности, с которыми тот столкнулся. Сам всё осмотрел, опробовал. Понравилось. Свой колодец решил копать буквально в десяти метрах. Уже завёз кольца, нанял шабашников… Копали они, копали… Постепенно шабашники стали понимать, что их навыков уже недостаточно и нужна срочная переквалификация в профессиональных шахтёров. Да и земная кора скоро закончится, вот-вот начнётся мантия. Стали задавать вопросы об оплате… До воды они, в конце концов, докопались, но вырыли они «ямку» глубиной не восемь метров, как сосед, а – все пятнадцать! С соответствующей докупкой колец… Короче, вариантов пролететь мимо цели масса.
Мы думали не очень долго, и сошлись на самом приемлемом для нас варианте – копать самостоятельно и под насос. Оказывается, в нашей деревне широко распространён метод, незаслуженно обойдённый в популярных научно – литературных кругах из-за своей непрезентабельности и кондовости, что ли. Однако, при известной сноровке и физической подготовке, усиленной терпением и методичностью исполнителей, его однозначно можно признать самым компактным и дешёвым. А в нашем случае – единственным способом, позволяющим внедрить источник воды практически в дом.
Главные статьи расходов: шестиметровая оцинкованная труба и насос «Крот». И то и другое на местном рынке стоили очень дёшево и в финансовом плане сильно нас не подкосили. «Буровая установка» принадлежала местному самоделкину. Она представляла собой большую кастрюлю с дном, преобразованным в поверхность из двух скоблящих ножей, а в качестве направляющего привода была использована обыкновенная водопроводная труба с переставляемым воротом и наращиваемая по мере углубления «кастрюли» в грунт. Аренда комплекса «буровой установки» и рекомендации хозяина по его эксплуатации обошлись в две бутылки самогона.
Бурили, точнее, крутили мы с отцом дня три. Ходишь по кругу в паре вокруг направляющей, толкая ручку ворота. «Кастрюля» постепенно наполняется грунтом, поднимаешь её на поверхность, высыпаешь… Занятие, не скрою, тягомотное, противопоказано для слабонервных и рассчитано на очень терпеливых. Главное – правильно скрепить бур с трубой во избежание глубинных «похорон» кастрюли.
Несколько раз мы стояли на грани отчаяния. Пятнадцать метров мы не потянули бы, точно! Наконец, добрались до воды. Вздохнули с величайшим облегчением – не промахнулись! Помучились немного в образовавшейся «слякоти», вставили «оцинковку» (хватило одной трубы), запустили «Крота». И вода пошла в дом! Дёшево и сердито…
Совсем недавно нашу деревню, наконец, газифицировали. Все уже отчаялись, многие не дождались… И вот, снизошло откровение и оно случилось… А раньше зимой избы отапливались преимущественно дровами, самостоятельно добытыми в лесу. Можно, конечно, топить углём, который и горит дольше и жара от него больше. Но, одно большое «но» делало этот вариант непривлекательным. Тошнотворная вонь при сжигании этих чёртовых брикетов! Поэтому подавляющее большинство соглашалось на хлопотливые, но экологичные и привычные дрова. У некоторых до сих пор сохранилась на кухнях русская печь, а в жилом помещении – голландская.
Дело это давнее, ещё советское, но все перипетии стоят перед глазами, словно случились в прошлом месяце… Любил я это дело – с утра отправиться неспешным шагом на скрипучей телеге в дальний лес и до вечера пропадать там, нагружая воз. А потом, на высоченной горе сушняка, вперевалочку возвращаться в деревню.
Подготовка к мероприятию – отдельная история, в которой важна каждая мелочь, и из них нельзя оставить без внимания ни одну. Целый ритуал…
Во-первых, заранее нужно найти свободную лошадь с телегой. В советской деревне не так просто найти лошадь, даже за самогон. Например, в нашем, совсем немаленьком населённом пункте, было всего два счастливых обладателя гривастой рабочей силы. И каждый ревниво обхаживался многочисленными конкурентами – соискателями. Кому-то за дровами, кому-то огород вспахать, в деревне много дел для лошади… А их владельцам впору было открывать винные лавки, если бы за это не сажали. Трудно придумать, куда можно деть такое море самогона. Вполне возможно, что лошадники время от времени не брезговали и деньгами. Такой вариант, каким бы безумным он не показался, исключать тоже нельзя.