Василиса вытерла рукавом свитера набежавшие слезы и продолжила нарезать хлеб. Не хватало еще расплакаться перед внучкой.
– Бабушка, ты что, плачешь? – кажется, Машенька все же заметила подавленное настроение своей бабушки.
– Ну что ты, зайчик! Нет, конечно, – ответила женщина.
– Я же вижу, что ты грустишь, – нахмурившись, ответила девочка, – можешь не обманывать меня. – У внучки было серьезное выражение лица, как будто прямо сейчас она собиралась решить очень сложную задачу. – Мама часто так отвечает, когда у нее что-то случается. Вот скажи, бабушка, ты расстроилась из-за новой жены папы?
– Нет, нет, – поспешила ответить женщина, хотя про себя отметила, что внучка попала в точку, – устала просто. Сейчас мы покушаем и будем ложиться спать.
– Не хочу спать, можно я чуть-чуть поиграю? – С надеждой в голосе сказала девочка. – Все равно завтра в школу не надо. И папа подарил такую красивую куклу…
– Хорошо… Но только чуть-чуть…
Девочка доела суп и убрала за собой тарелку. Вот что значит воспитание. Обняв бабушку, девочка выбежала из кухни. Она спешила раскрыть подарок. Подарки от папы были особенно ценны.
Женщина убрала нарезанный хлеб и принялась мыть посуду.
– Она такая красивая! – послышался детский голосок из комнаты. Видимо, девочка добралась до коробки с игрушкой.
Слезы вновь потекли из глаз. Обычно Василиса была не склонна плакать, но сегодняшняя ситуация выбила ее из колеи. Неужели сын не видит, как отвратительно ведет себя его новая жена. Назвать ее невесткой язык не поворачивался.
Сегодня у сына был день рождения. Иван, соответственно, позвал мать к себе в гости. Женщина уже давно выбрала подарок, но в последний момент подумала, что неплохо было бы взять с собой внучку. Все-таки Машенька его дочь от первого брака и имеет право видеться с отцом. Василиса позвонила первой жене сына и договорилась о том, что девочка у нее погостит пару дней. Бывшая невестка согласилась. С ней отношения были очень хорошими. Она доверяла ребенка женщине.
Взяв с собой подарки, бабушка и внучка приехали в гости к сыну. Иван был рад видеть родных людей, чего не скажешь о его нынешней жене. Та встретила гостей недовольными взглядами. Она их не ждала, это стало понятно еще с порога. Сидеть за общим столом было совершенно не комфортно. Поэтому Василиса решила особо не задерживаться. Чувствовать на себе раздражение жены сына и терпеть подковырки она не собиралась. Но и выговаривать сыну за поведение его жены означало испортить праздник.
Ивану позвонили, и он, извинившись, вышел из-за стола. Как только мужчина скрылся из комнаты, его новая пассия решила вступить в бой.
– А что, с девочкой совсем некому сидеть? – как можно невинней спросила Кристина. Новая жена сына уже не первый раз задавала этот бестактный вопрос.
– Почему же? – женщина постаралась улыбнуться.
– Ну не знаю, вы же сюда ее притащили. Вот и спрашиваю, – улыбка Кристины была похожа на оскал. Ее подружки, сидящие рядом за столом, весело хихикнули.
– Девочка пришла на день рождения своего отца, – Василиса не собиралась сдаваться, особенно выделив слово «своего».
– Нужно заранее предупреждать о таких сюрпризах, – в голосе Кристины отчетливо слышалась издевка.
– Для тебя проблема положить лишнюю тарелку? – продолжала улыбаться женщина.
– Лишнюю, – повторила за ней Кристина, – как верно подмечено.
Ее подружки весело рассмеялись. Что они в принципе забыли на дне рождения ее сына? Он вообще их знает? Кристина, почувствовав, что выиграла этот раунд, удовлетворенно улыбнулась.
Внучка молча следила за их перепалкой. Она понимала, что говорят про нее. А еще она понимала, что прямо сейчас обижают ее бабушку.
– Тетя Кристина, – обратилась Машенька к жене папы, – вы очень потолстели с момента нашей последней встречи, – зачем-то невпопад сказала девочка. Она знала, что данная фраза очень обижает буквально всех женщин.
– Да что ты, золотце, – ехидно ответила ей Кристина, скрипя зубами, – тебя мама не учила не перебивать взрослых, когда они разговаривают?
Иван вернулся и осмотрел своих гостей. Лица были недовольные. Неужели что-то случилось, пока он отходил?
– Что такое? Почему все грустные?
– Да вот, – ответила ему Кристина, – твоя мама с девочкой собрались уже уходить.
– Это неправда! – возмутилась Машенька. – Никуда мы с бабушкой не собирались.
Иван с укором посмотрел на жену.
– Нет, сынок, мы действительно уходим, – Василиса больше не хотела задерживаться. Не исключено, что она бы осталась, будь она без внучки, но ей не хотелось, чтобы девочка и дальше слушала их взрослые разборки.
Кристина терпеть не могла Машеньку. Это было уже давно понятно. Зря она вообще взяла девочку с собой. Просто хотелось, чтобы Машенька немного провела время с отцом. Тем более в его праздник. Разве ребенок не имеет на это права? Или она опять неправа? И почему ее сын, как олень, молчит? Конечно, он многого не видит, но должен же хоть что-то замечать?
– Очень жаль, – Иван не рассчитывал на столь ранний уход гостей. Он даже толком не успел пообщаться с дочкой.
– Машенька, а у меня есть для тебя подарок.
– Какой? – обрадовалась девочка.
– Пойдем, покажу, – Иван взял дочь за руку и вышел из комнаты.
Кристина посмотрела свекрови в глаза и без тени улыбки сказала:
– Мне нужно с вами поговорить.
Они вышли из-за стола. И Кристина повела ее в прихожую.
– Я поняла ваш расчет – испортить праздник, но…
– Чем же я его испортила?
– О, вы прекрасно знаете, – недружелюбно улыбнулась невестка, – не будем на этом зацикливаться. Просто предупреждаю, что не обижайтесь, если на следующий праздник вас не пригласят.
– Не понимаю твоей враждебности.
– Прекрасно вы все понимаете!
– Кристина, мне ничего не мешает обсудить этот вопрос с сыном.
Девушка будто воодушевилась от ее слов.
– О, давайте, давайте. Вперед! Вы, как и я, прекрасно знаете, чем закончится этот ваш разговор.
Василиса поджала губы. Не зря ведь говорят, что ночная кукушка дневную перекукует.
– Я не сделала ничего плохого.
– Вы привели сюда эту девочку.
– Эта девочка – его дочь, дорогая.
– Если бы он хотел, то позвал бы эту девочку, – Кристина вновь сделала упор на «эту девочку», – сюда сам. Вы не думали, почему мы не позвали ребенка?
А ведь действительно… Женщина задумалась. Свою дочь сын не стал звать на день рождения. Интересно, почему? Не хотел звонить бывшей жене? Или Кристина запретила? Хотя вряд ли… Ее сыну вообще сложно что-то запретить.
– Ладно, – Кристина вздохнула так, как будто уже устала от этого диалога, – я ничего не имею против вас. Я даже рада, что вы пришли. Просто давайте договоримся, что в следующий раз, если мы вас позовем, вы не будете брать девочку с собой. Если Ивану будет нужно, то он сам позовет девочку сюда. Праздник для взрослых. Гости пьют. Ребенок здесь лишний. Мы, – сделала акцент на местоимении Кристина, – не любим, когда к нам приходят без предупреждения. – Услышали?