Дело №1
Кто похитил Барса?
По Душистой улице, по обе стороны которой располагались одноэтажные и двухэтажные дома с яблочными садами, шла опечаленная дама. Пуня, скромная, слегка неуверенная в себе крыса с чёрными глазами-бусинками, доброй душой и отзывчивым сердцем, работала медсестрой в городской поликлинике. Утром она помогала доктору принимать больных, а после полудня посещала пациентов на дому.
К тяжелобольным Пуня относилась внимательно и нежно. У медсестры было пятеро подопечных, и к каждому она находила особый подход. В последнюю очередь крыса навещала пожилого полосатого кота с больной спиной Бориса Барсова по кличке Барс. Открыв дверь своим ключом, Пуня по привычке вошла в спальню. Не застав Барсова на месте, медсестра прошла в гостиную, а затем обошла весь дом. Хозяина нигде не наблюдалось; мебель в кабинете кота была сдвинута, в остальных же комнатах никаких изменений она не заметила.
Пуня вышла из дома Барса и медленно пошла по улице. Её носовой платок вымок от слёз, а длинный шарф тянулся по тротуару, словно змея. После долгих блужданий грустная дама зашла в незнакомый переулок и увидела перед собой высокое крыльцо и закрытую дверь. На вывеске красовалась надпись «Детективное агентство «След». Пуня остановилась в раздумьях: войти или нет. Вдруг дверь открылась, и из неё вышла элегантная кошечка в плаще и беретике, опущенном на одно ухо. По всему, она куда-то собралась, но, заметив заплаканную незнакомку, пригласила её зайти в агентство. Растерянная крыса молча вошла в помещение и вслед за хозяйкой проследовала в кабинет, дверь которого украшала золотистая табличка «Детектив М».
– Меня зовут Маруся! Расскажите, что произошло, – кошка внимательно смотрела на расстроенную даму изумрудными глазами в янтарных крапинках.
– Я медсестра, моё имя Пуня. Ой, простите, Паулина, – крыса теребила мокрый от слёз платок. – По утрам я работаю в поликлинике, а после полудня хожу по домам, делаю пациентам уколы, ставлю капельницы, измеряю давление. Всё было хорошо, но сегодня, сегодня…
Пуня зарыдала, вытирая мордочку разноцветным шарфом и громко всхлипывая. Лапки крысы в потёртых туфельках нервно застучали по паркету, выбивая дробь. Маруся налила воды из графина и протянула расстроенной клиентке стакан. Когда Паулина успокоилась, то, путаясь и перескакивая с одного на другое, рассказала детективу о пропаже любимого больного.
– Барс, ой, простите, Борис Барсов – мудрый кот. Он очень начитан и умеет рассказывать удивительные истории. Сегодня он пропал…
Маруся записывала показания крысы на компьютере, её коготки мелькали над клавиатурой. На мониторе быстро появлялись буквы и, складываясь в слова, превращались в очередное дело, которое необходимо было раскрыть.
Когда Маруся была котёнком, её звали по-разному: Манюня, Маня, иногда обидно – Манька… Всё это было давно. Теперь она взрослая и требует, чтобы её называли уважительно – Марией Васильевной, в крайнем случае Марусей. Она родилась в семье благородных кошек – Матильды и Василия. С молоком матери Маруся унаследовала этикет, поэтому она всегда знает, как себя вести.
У кошки большие, слегка раскосые зелёные глаза, отчего иногда взгляд выражает удивление. На самом деле её сложно чем-нибудь удивить, потому что она умная и очень деловая. Маруся носит трёхцветную шубку, которая называется «черепаховой», и очень гордится своим редким окрасом. Ведь она городская кошка!
Хвост у Маруси длиннее, чем у всех остальных кошек. Словно метёлкой, она умеет заметать им следы. Ещё она научилась вообще не оставлять их. Разгонится как следует, оттолкнётся и пробежит по стене. А на стене какие следы?!
У Маруси не простые усы, а вибриссы. Эти чувствительные приспособления вроде антенн помогают кошке вынюхивать. Хвост и усы пригодились ей, когда она решила стать следователем.
А было это так.
Однажды средь бела дня пропала Марусина сосиска. Она называлась «Молочная» и была очень большая, почти как Марусин хвост. Это лакомство источало такой аппетитный запах, что кошка решила некоторое время не есть, а полежать на солнышке, не теряя сосиску из вида, и понаслаждаться её волшебным ароматом. От удовольствия она замурлыкала, закрыла глаза и неожиданно для себя задремала. Даже сон увидела, отчего задёргала всеми лапами.
В это время сосиска и пропала! Что же делать? Отказаться от мясного деликатеса Маруся не могла. Решив во что бы то ни стало отыскать украденную сосиску и наказать воришку, она прищурилась, облизнулась и на полусогнутых лапах, телом почти слившись с землёй, пошла по ароматному следу, который оставила сосиска.
Воришка не ушёл далеко. Видимо, сосиска была или слишком тяжела, или очень соблазнительна. Завернув за угол дома, Маруся услышала громкое урчание: вор бессовестно пожирал её вожделенный обед. На секунду притаившись, Маруся оттолкнулась четырьмя лапами и обрушилась на похитителя сверху. Чёрный кот Черныш с белым пятном-меткой на ухе и подбитым левым глазом, который слыл в округе первым хулиганом и главным задирой, оторопел и выпустил сосиску изо рта. От неожиданности он растерялся и упал на спину. Маруся почти уже запустила в наглую морду вора острые коготки, но кот истошно завопил и бросился удирать. Половина сосиски осталась лежать в пыли. После этого случая уличные кошки-хулиганки зауважали Марусю. Во-первых, она позволила им пообедать оставшейся половиной сосиски, а во-вторых, никто из них никогда не смел поднять лапу на Черныша.
«Главное в этом деле – взять след», – так размышляла Маруся, с аппетитом поедая новую сосиску.
Вскоре умная кошка стала следователем, открыла сыскное агентство и назвала его «След».
Паулина повела Марию Васильевну к домику пропавшего больного. Они торопились. В такой день, какой выдался сегодня, можно понаслаждаться осенним теплом и погоняться за опавшими листьями, что Маруся и собиралась сделать после работы, но сейчас им было не до того. Прохожие с удивлением наблюдали, как за бедно одетой крысой важно следует ухоженная, модно одетая кошечка. Поворачивая на улицу Душистую и подходя к дому №7, Маруся достала из миниатюрной сумочки сотовый телефон и сделала первый снимок. Аккуратно поднимаясь по скрипучим деревянным ступенькам, кошка принюхалась и прислушалась, стараясь ступать осторожно. Зайдя вслед за Пуней в просторный коридор, из которого в другие помещения вело несколько дверей, Маруся на несколько секунд потеряла бдительность. Она увидела в зеркале своё отражение, сняла беретик, достала маленькую расчёску и пригладила слегка взъерошенную шёрстку. «Черепаховой окраски бывают только кошки, – думала Маруся, улыбаясь. – А котам достаётся однотонная шерсть: белая, чёрная или рыжая. В крайнем случае серая. Не у каждой кошки, даже если она городская, есть такая шубка, как у меня!» Пуня громко всхлипнула, кошка-детектив отошла от зеркала и стала осматривать помещение.