О чем вы думаете, когда встречаете беременную девушку? О том, какое это чудо – когда в животике живет маленький человечек, который скоро появится на свет? О том, какое это счастье – выносить малыша, ощущая сладостные пинания в животе? Мало кому приходят мысли о том, что ребенок может родиться больным или погибнуть до рождения. Дети умирают от различных заболеваний, их может настигнуть синдром внезапной детской смерти, они могут просто задохнуться в кроватке. А бывает, сердечко крошки перестает биться еще в утробе. Конечно, об этом никто не думает. Для большинства беременная девушка – это счастливица, у которой все будет хорошо. Беспокойные и страшные мысли крутятся в головах у тех, кто столкнулся с ужасным горем. Со смертью своего ребенка.
Живут на свете двое молодых людей. Как их зовут? Это не так важно, пусть будут Саша и Маша. Мы – обычная семья. Встретились, понравились друг другу, прошли букетно-конфетный период, испытали момент первой близости, познакомились с родителями, решили связать себя узами брака, стали жить вместе, тщательно подготовились к свадьбе, потом дали обещание никогда не расставаться во Дворце бракосочетания, и съездили в свадебное путешествие. Работали, отдыхали, гуляли, наслаждались общением друг друга, копили на собственное жилье и первый семейный автомобиль, строили планы на будущее.
Думала ли наша счастливая молодая семья о детях? Конечно, над кроватью висел коллаж желаний в рамочке. Там, среди картинок с морской гладью и шикарным домиком красовался пузатенький малыш, улыбающийся своим родителям. Думалось, что все у нас будет, и будет хорошо. Ведь мы – новая ячейка общества. Молодые, здоровые, активные, позитивные. Ну что еще надо?
Вначале я даже не поверила, что беременна. Почти год не предохранялись, думали уже, что что-то с нами не так… а тут бац – и задержка. Купив в аптеке тест, я стала ожидать результат. Появилась четкая вторая полоска. Что?! Помню, как я ошарашено смотрела на нее, не зная, что делать. Странные чувства… мозг рассуждал логически. Почему сейчас? Я же недавно потеряла работу, так никуда и не устроилась. Мы только что вернулись из отпуска, где я нещадно пила домашнее вино, а до поездки принимала антибиотики… с другой стороны, ребеночек то еще совсем крохотный… все обойдется… а ведь он родится в конце февраля… эх, Водолей? Рыба? Как мы вообще будем теперь жить? Что ж теперь, я стану мамой? Все эти мысли крутились в моей голове. А муж просто был на седьмом небе от счастья.
Я перфекционист во всем, поэтому и к моему интересному положению отнеслась ответственно. Пришла в женскую консультацию на сроке восьми недель, обошла всех врачей, сдала анализы. Перестала ходить в Макдональдс, стала слушать классическую музыку, накупила кучу книжек о беременности и воспитании младенцев. Выбрала одежду для будущих мамочек, старалась не нервничать, завела дневник, где описывала все прелести интересного положения.
На самом деле, мне повезло: токсикоз я обошла стороной. Меня ни разу даже не стошнило, только вкусы немного поменялись. Раньше я, например, обожала пить кофе, а теперь вдруг стала на дух его не переносить, мне он казался противным и крепким. Первое скрининговое УЗИ состоялось в двенадцать недель. Все было прекрасно, никаких пороков не выявлено. Что ж, первый триместр пролетел быстро и незаметно. Мы с мужем вздохнули спокойно, и, как самые ответственные родители, стали планировать перестановку в нашей квартире, купили первую одежку для нашего будущего малыша и детскую колыбельку. Я стала посещать лекции на темы родов, уходу за младенцем, правильном питании. Второй скрининг состоялся в двадцать недель. Врач-узист долго водила по моему животу, рассматривая малыша на мониторе.
– Пол говорить? – прищурилась доктор.
Конечно, говорить! Хотя что-то мне подсказывало, что будет мальчик. Нет, у меня еще детей не было, я была бы рада и мальчишке, и девчонке, но воображение уже рисовало умилительную картинку: идет мой сынишка, ведя за ручку младшенькую сестренку. Разве не чудо? Я подарю мужу сына, он об этом мечтал!
– У вас будет мальчик. По УЗИ все хорошо. Только плацента расположена слишком низко. У вас тазовое предлежание.
– Это плохо?
– Вы, главное, не нервничайте, больше времени отдыхайте, и все будет хорошо. Вам нельзя заниматься спортом для беременных. Ни гимнастики, ни плавания, ничего. Даже уборку лучше не делать. Берегите себя.
Конечно, я расстроилась. И даже всплакнула. Если б я знала тогда, какие это мелочи… но тогда мне этот диагноз показался горем. Как так? Я ведь так хотела ходить на гимнастику для беременных, плавать в бассейне, делать растяжки. А тут – сиди дома и береги себя. Ладно, хоть в больницу не положили.
К сожалению, потерять своего ребеночка можно на любой неделе, даже за день до родов. Второй скрининг ничего не значит, нет никакой гарантии, что малыш родится здоровеньким. Зачем я пошла на внеплановое УЗИ? Начиталась в интернете, что можно посмотреть на плод в платном центре, получив умилительные фотографии карапуза. Если повезет, он повернется к тебе личиком. Что ж, это отличная идея, подумала я, записавшись в медицинскую клинику на сроке двадцати пяти недель.
Есть моменты в жизни, которые не забудутся никогда. Был ясный, солнечный осенний день, я не спеша шла по улице в новеньком джинсовом комбинезоне для беременных, чтобы посмотреть на моего мальчишку. Никакого волнения не было, я медленно шагала по улице, наслаждаясь прекрасной погодой. В холле клиники рассмотрела фотографии малышей, которые были сделаны еще в маминых животиках. Сейчас, они, наверное, уже родились. Мне, правда, они показались очень страшненькими, ну да ладно. Память все-таки! Доктор позвала меня в кабинет и велела лечь на кушетку. Водила по животу датчиком и молчала. Почему она молчит? – думала я. Ну сказала бы, что ребеночек здоров, что срок соответствует развитию…
– У вас в семье были проблемы с почками? – Наконец спросила врач.
– Нет…
– У плода… слишком большие почки. Я дам вам направление медико-генетический центр, там вы сделаете УЗИ повторно. Не тяните, завтра же запишитесь туда, у вас уже очень большой срок. Я могу ошибаться, но это может быть поликистоз почек рецессивного типа по типу Поттер 1. И у вас выраженное маловодие, это серьезно.
Удивительно устроен человек. Я читала книгу «Посмотри на него», где у автора обнаружилась точно такая же патология у плода. Девушка описывала свои ощущения после УЗИ, и, как оказалось, мысли у нас были одинаковые! «Почки? – тоже тогда подумала я, выйдя несколько ошарашенной из медицинского центра. – Ну, подумаешь, почки. Не сердце же, не мозг. Почки вылечим, это ведь не страшно? Да и часто врачи ошибаются в диагнозах». Уже дома я полезла в интернет изучать поставленный диагноз. Синдром Поттера – врожденный дефект развития плода, при котором у него полностью отсутствуют почки, что является следствием уменьшения объема околоплодных жидкостей. Результатом маловодия является сдавливание плода в утробе матери. У детей также наблюдаются плохо развитые легкие, типичное сморщенное лицо и сдавленный череп, деформированные конечности. Смертельный исход в 90% случаев. Эта болезнь не лечится, потому что она генетическая. Зафиксирован только один случай со счастливым концом – у мистера Поттера. Его беременная жена в 2013 году узнала, что у доченьки не выделяется моча из-за полного отсутствия почек. Маленькая девочка родилась живой и сразу же была переведена на диализ – систему, полностью заменяющую почечные функции, выводящую продукты обмена веществ из организма.