Андрей Мартынов - Дневник ветерана

Дневник ветерана
Название: Дневник ветерана
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Дневник ветерана"

«Дневник ветерана» Андрея Мартынова – книга, основанная на реальных событиях.

«Деда, а зачем люди воюют?» – спрашивает маленькая героиня повести в мирном 2010 году. А в далёком прошлом, в феврале 1942 года, молодая девушка, командир батальона таких же юных девчонок, как она, только окончивших школу, призывает: «Постоим за Родину!»

Пронзительные, эмоциональные истории, словно кадры кинохроники, проносятся перед читателем. Это важная во все времена книга о памяти.

Бесплатно читать онлайн Дневник ветерана


© Андрей Мартынов, 2024

© Издательский дом «BookBox», 2024

Дневник ветерана

Повесть

основана на реальных событиях

«Бой местного значения», 2010-й

– Антоха, прикрой, атакую!

– Прикрываю! Атакуй!

– Да не «прикрываю» надо говорить, а «есть, товарищ командир»!

– Ну, есть, товарищ командир!

– Смотри, справа обходят!

– Где?

– Вон, за кустами!

Над грядкой с укропом приподнялась вихрастая голова и внимательным взглядом медленно осмотрела кусты красной смородины.

– Да нет там никого.

– Пропустишь – обойдут с тыла и перебьют нас здесь всех. И не высовывайся! У них снайперы.

Голова мгновенно исчезла за пышной зеленью бабушкиных грядок.

– Смотри, слева танк! Кидай гранату!

– А где я её тебе возьму?

– Ну кидай что-нибудь! А то передавит нас, чихнуть не успеешь.

Со стороны позиции Антона в сторону командира полетела «граната» – кусок земли – и плюхнулась прямо перед ним.

– Да не в меня кидай!

– А куда?

– Да в танк же!

– Да сам кидай! Я не знаю, где твой танк! У меня тут с фланга целая дивизия обходит.

После этих слов со стороны позиции Антона и его же языком «застрекотал ручной пулемёт».

Из открытого окна кухни добротного сельского кирпичного дома за боем, между выпеканием блинов и приготовлением начинки для них же, наблюдала бабушка, из-под платка на голове которой выглядывали белоснежные кудри.

– Лови гранату, командир! – прокричала она и бросила ему большое зелёное яблоко. На кухонном столе в блюде их лежала целая дюжина. Яблоко плюхнулось на вскопанную тёплую землю рядом с залёгшим между грядок моркови мальчиком.

– Ба, это не граната, – повернул голову в сторону окна и сказал мальчишка, но тут же протянул руку, взял яблоко и добавил: – Это лимонка.

– Ну и что? У тебя же танки там – вот и кидай! – серьёзно ответила бабушка. Она не отрывала взгляда от сковороды, на которой подрумянивался очередной блин, а лишь наклонившись в сторону окна, продолжала громко разговаривать с внуком.

– Ба, лимонки в танки не кидают. Они против пехоты.

– Тогда тебе перед боем нужно было с собой гранаты брать, – громко и как прежде серьёзно сказала она ему.

– Санитарка, Антона ранило! – снова раздался громкий голос «командира».

Во дворе дома на крыльце с двумя ступеньками стояла девочка лет пяти и смотрела в сторону ползающих между огородных грядок мальчишек.

– Нина, ты слышишь? – снова обратился к ней «командир» и оглянулся в её сторону.

– Аха, – отозвалась девочка, – сейчас я тебе в новом платье поползу по глядкам! – При этом она обеими ручками приподняла подол своего коротенького летнего цветастого платьишка так, что стали видны её чистенькие белые трусики, и вытянула его вперёд, как бы показывая «командиру», какое оно новое и красивое.

Тот махнул в её сторону рукой, вскочил, перепрыгнул через грядку с клубникой и оказался в «окопе» с огурцами у брата Антона.

– Антоха, держись! Сейчас тебя перебинтую – и будешь как новенький! – приговаривал веснушчатый «командир», изображая перебинтовывание головы.

– Прости меня, командир, – тихо сказал Антон, закрыл глаза и уронил голову.

– Чё? – нахмурился Сергей (так звали второго вояку). – Мы же только играть начали. С кем я в атаку пойду?

«Раненый» лежал и не отзывался. Сергей стоял на коленках с опущенными руками и, слегка нахмурившись, смотрел на Антона.

Скрипнула калитка во двор дома. По чистой, ухоженной, выложенной красиво плиткой дорожке медленно и прихрамывая шёл пожилой человек.

– Деда! – прокричала радостно девочка, раскрыла в стороны руки и бросилась с крыльца к нему навстречу. – Ты уже велнулся! – Она обняла деда своими маленькими ручками и прижалась головой к его животу.

– Да, моя хорошая. Хлебушка свежего вот купил к завтраку. Хрустящий. – Говоря это, он свободной рукой обнял внучку, потом погладил её по голове и продолжил: – Идём, на стол накрывать будем.

В огороде тем временем не стихал «бой местного значения».

– Зина, – обратился Матвей Никифорович (так звали дедушку), вошёл в столовую к хозяйке, – почтальонша телеграмму принесла. На улице её встретил. Нужно ехать в Москву Катерину встречать.

– Вот и хорошо, – отозвалась с кухни бабушка, – давно уж её нужно было забрать. Июнь скоро закончится, а она всё на Севере. Давай позавтракаем и пойдём за билетом.

– Давай.

– Катя! – радостно закричала девочка. – Катя плиедет! Уллла-а-а! – И закружилась в радостном танце вокруг дедушки.

– За мной! – раздался за окном крик «командира».

– За тобой! – прокричал второй боец.

С игрушечными автоматами наперевес между огородных грядок с криками «Ура!» пронеслись в сторону калитки два маленьких бойца.

– Деда, а зачем люди воюют? – Внучка подошла к деду. Дед сел за стол на табуретку.

Пожилой человек повернулся к девочке, подхватил её под мышки, посадил к себе на левое колено и обнял.

– А глупые, вот и воюют, – ответил спокойно он.

– Ну они же в школе учились, почему глупые? – Широко раскрытые красивые голубые глазки и поднятая ладошкой вверх левая рука выражали недоумение.

– Воевать глупых заставляют злые.

– Жадные и завистливые, – раздался из кухни голос бабушки, которая поддержала разговор.

– Селёжка, – буква «Р» никак у маленькой Нины не выговаривалась, – с Антоном меня тоже звали воевать, а я не пошла. Значит, я не глупая, плавда?

– Конечно, – улыбнулся пытливой внучке дедушка.

– Ты у нас умничка! – добавила бабушка.

– Но они же не злые, деда?

– Не злые, – глубоко вздохнул дед и добавил: – Это у них игра такая.

– Плохая игла! – Девочка махнула левой рукой в сторону окна, выражая своё недовольство. – Вот мы с бабушкой успели бельё погладить и сложить. Косички заплели. Я куличиков «напекла» в песочнице. Иглушки сложила. Столько дел мы с бабулей пеледелали, а они всё бегают и кличат. Никакого толку!

Дедушка молчал, улыбался и внимательно слушал рассуждения внучки.

– Золотая ты наша помощница! – Он нежно обнял девочку и поцеловал её в светловолосую макушку.

– Ну, давайте за стол! – раздалась команда бабушки. Она высунулась немного в раскрытое кухонное окно и продублировала команду: – Эй, батальон! Быстро на завтрак! Перемирие!

– Зин, возьму-ка я с собой свой фронтовой дневник. В Москве будем целый день с Катериной – зайду в издательство. Поговорю с писателями. Пусть напишут. Ведь нигде никто о девчатах не написал.

– Возьми, конечно, – согласилась супруга. – Если бы о них ещё и фильм сняли да показали всем. Сейчас ведь всё меньше и меньше люди читают…

Встреча в поезде

– Вот наши места. Здравствуйте, – улыбнулся я пожилому человеку, который одиноко сидел в купе у окна.

– Здрасте, – ответил он тихим голосом и коротким усталым взглядом.

Мы с женой зашли в купе. Поставили чемоданы под сиденья и сели на нижнюю полку. Осмотрелись. Дедушка, наш попутчик, весь седой, в стареньком сером костюме, задумчиво смотрел в окно грустным взглядом.


С этой книгой читают
Бывший разведчик спецназа, прошедший горячие точки не только как воин-интернационалист, но и как журналист-международник, репортёр-естествоиспытатель и этнограф, Андрей Рогов в очередном опасном путешествии в Мексику пускается на поиски расшифровки одного из древних манускриптов индейцев майя. В горах Чьяпаса он и его коллеги из съёмочной группы попадают в водоворот опасных приключений, вокруг них разворачиваются события, полные тайн и мистически
Христофор Колумб был тем, кого лев Николаевич Гумилев называл пассионариями. Интересно было бы проследить формирование этой внутренней пассионарности. Что способствовало тому, что Колумбом овладеет великая цель? Воспитание? личный пример родителей (это как раз представляется сомнительным, если его отец был действительно ткачом)? Или же он стал таким не благодаря, а вопреки воспитанию и влиянию окружающей его действительности? Все эти вопросы оста
В 1784 году Наполеон Бонапарт окончил парижскую Военную школу сорок вторым по отметкам из 130 обучавшихся. В 21 год он – младший лейтенант артиллерии. В 24 – бригадный генерал. В 25 – "спаситель Республики", подавивший роялистский заговор. В 30 – первый консул Франции. В 34 – император Франции. Затем были войны, великие победы "гения войны", покоренная Европа, лежавшая у его ног. Но все завершилось маленьким островом в Атлантическом океане, где о
Герои этой книги – 10 великих полководцев, живших в различных странах и эпохах. Имена этих людей вписаны в историю человечества, но не золотыми, а красными буквами. Самое выдающееся сражение часто является и самым кровавым. Вряд ли стоит осуждать в этом героев нашей книги, но так хочется, чтобы список «гениальных полководцев» был закрыт навсегда…
Профессия политика, как и сама политика, существует с незапамятных времен и исчезнет только вместе с человечеством. Потому люди, избравшие ее делом своей жизни и влиявшие на ход истории, неизменно вызывают интерес. Они исповедовали в своей деятельности разные принципы: «отец лжи» и «ходячая коллекция всех пороков» Шарль Талейран и «пример достойной жизни» Бенджамин Франклин; виртуоз политической игры кардинал Ришелье и «величайший англичанин свое
Что сделал ты, чтобы переплыть океан, который простирается между тобой и мечтой?
Злейший враг – это время. Если оно не заберет легкомысленность, оно заберет жизнь.
Когда у тебя есть всё и в один момент жизнь катится в пекло, остаётся только одно – сбежать туда, где в детстве было так хорошо. Именно это я и сделал, убежал от проблем, долгов и всего того, что временно меня тянуло в бездну. И вот тут, в глубинке большой страны, в небольшой деревушке началось всё веселье. Странности и необычные явления, загадочный дом по соседству и тайна, разгадав которую, я смогу изменить свою жизнь в лучшую сторону. И самое
— Тихо, птенчик, будешь себя хорошо вести — и мы не сделаем тебе плохо. Сейчас ты садишься в нашу машину. Будешь рыпаться — я тебе шею сверну, — слащавым голосом проворковали над ухом. Маша отчаянно отбивалась, но страх затопил сознание, и она начала задыхаться. — Отвалили от неё, псины! — рыкнул кто-то. Машу развернули. Теперь она находилась за спиной того, кто ранее стоял сзади. Светлова увидела мужчину, который сидел напротив неё в парке. — Уй