Доказательства бытия Божия возникли в результате философского творчества знаменитых европейских мыслителей, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля и кончая Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем. В разное время были выдвинуты следующие пять доказательств бытия Божия: космологическое, телеологическое, онтологическое, психологическое и историческое. Знаменитый философ Эммануил Кант, подвергнув критике каждое из них, в свою очередь выдвинул шестое – нравственное.
Однако с глубокой древности вне зависимости от деятельности философов и мыслителей существовало самое простое доказательство, доступное не одним только интеллектуалам, людям умственного труда и ученым. Эмпирическое доказательство, то есть доказательство из опыта, «работало» во все века существования христианства, «работает» оно и в наши дни, стоит лишь приложить усилия.
В качестве дополнения к уже известным доказательствам бытия Божия мы приводим и так называемое материалистическое доказательство – маленький мысленный эксперимент, призванный продемонстрировать, как, рассуждая исключительно в рамках материалистического мировоззрения, с помощью логики можно вывести необходимость существования Бога.
В книге также приводятся аргументы в пользу истины бытия Божия, являющиеся разновидностями основных шести доказательств, но иногда используемые в качестве самостоятельных аргументов.
Космологическое доказательство
Космологическое доказательство бытия Божия исходит из закона причинности, которому подчинено все, что мы видим вокруг себя. Всякая вещь в мироздании (мы это знаем по собственному опыту) имеет причину своего бытия вне себя. Так, бытие детей имеет свою причину в их родителях, у каждой книги есть писатель, который ее обдумал и написал, детали для компьютера изготавливаются на специальных заводах и так далее.
Вселенная в каком-то смысле тоже вещь, включающая в себя множество других вещей, а значит, должна иметь причину своего бытия вне себя. Она «состоит» из материи, существующей во времени и пространстве и обладающей энергией. А раз так, то причина Вселенной должна лежать вне всех этих категорий – то есть быть нематериальна, вечна, не ограничена пространством, не зависима от материальной энергии (иначе говоря, всемогуща). Чтобы для ее существования вновь не потребовалась какая-то другая причина, ее существование не должно быть обусловлено ничем другим кроме нее, то есть она должна быть причиной бытия себя самой. Все это не что иное, как определение Бога Сверхбытия, приведшего в бытие весь тварный мир.
Впервые логика этого рассуждения была высказана древнегреческими философами Платоном и Аристотелем, Авиценна сформулировал ее математически, а Фома Аквинский впервые привел как доказательство бытия Божия. В философии Лейбница также приводится это рассуждение, где Бог называется «достаточным основанием» для существования Вселенной.
В настоящее время, как и до этого, вопрос о первопричине бытия ставится лишь единственной наукой – философией. Естественные науки он не интересует. Более того, подход к этой проблеме пока не выработан. Так, академик Я. Зельдович замечает: «До сих пор физика имела дело с законами, в которые нужно было подставлять начальное условие. Сам же вопрос о начальных условиях лежит пока вне физики. И если не принимать постулата о том, что изначальное дано какой-то Божественной силой, то надо найти научный подход к проблеме выбора начальных условий»[1].
Итак, научного решения проблемы первопричины всего мироздания нет. И, позволим себе заметить, никогда не будет. Наука занимается исследованием этого мира, и у нее нет инструментария для того, чтобы заглянуть за его грань. Это не ее предмет. Это предмет религии.
Нельзя сказать, чтобы материалисты были не согласны с логикой космологического доказательства. Они вовсе не отвергают ее, просто на место первопричины мироздания они ставят не Бога, а материю, которую наделяют свойствами, вполне сопоставимыми со свойствами Божественной природы: так, материя, согласно общепринятому материалистическому мировоззрению, вечна и всемогуща (ведь она создала Вселенную, в которой мы живем). Лишь про нее можно сказать, что она существует в подлинном смысле этого слова, и кроме нее нет ничего. Она премудра и устраивает все самым прекрасным и разумным образом. Механизм, с помощью которого она творит, на современном научном языке называется эволюцией.