Сергей Соловьев - Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9

Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9
Название: Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9
Автор:
Жанр: История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9"

Известнейший ученый, академик Сергей Михайлович Соловьев (1820-1859) написал многотомную «Историю России с древнейших времен», в которой рассказал о главных людях и событиях, связанных с землей русской, о быте и нравах поколений, о царях и подданных. В книге «Древняя Русь» представлены избранные страницы, дающие представление о зарождении государства, о первых князьях Рюриковичах, об отделении княжеств, о битвах и городах, о веках ига, о появлении Московского царства и о Смутном времени, разрешившемся вступлением на престол первого царя из династии Романовых.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9


© Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019

Предисловие


Русскому историку, представляющему свой труд во второй половине XIX века, не нужно говорить читателям о значении, пользе истории отечественной; его обязанность – предуведомить их только об основной мысли труда.

Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, – вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда.

Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особного быта, призывают князя из чужого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь главный вопрос для историка состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала – непосредственно и посредством другого начала – дружины и как, в свою очередь, быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка, или наряда. Замечаем именно могущественное влияние этого быта, замечаем другие влияния, влияние греко-римское, которое проникает вследствие принятия христианства от Византии и обнаруживается преимущественно в области права. Но кроме греков новорожденная Русь находится в тесной связи, в беспрестанных сношениях с другим европейским народом – с норманнами: от них пришли первые князья, норманны составляли главным образом первоначальную дружину, беспрестанно являлись при дворе наших князей, как наемники участвовали почти во всех походах – каково же было их влияние? Оказывается, что оно было незначительно. Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть речи о господстве норманнов, о норманнском периоде.

Выше замечено, что быт племен, быт родовой могущественно действовал при определении отношений между правительственным началом и остальным народонаселением. Этот быт долженствовал потерпеть изменения вследствие влияния новых начал, но оставался еще столь могущественным, что, в свою очередь, действовал на изменявшие его начала; и когда семья княжеская, семья Рюриковичей, стала многочисленна, то между членами ее начинают господствовать родовые отношения, тем более что род Рюрика, как род владетельный, не подчинялся влиянию никакого другого начала. Князья считают всю Русскую землю в общем, нераздельном владении целого рода своего, причем старший в роде, великий князь, сидит на старшем столе, другие родичи, смотря по степени своего старшинства, занимают другие столы, другие волости, более или менее значительные; связь между старшими и младшими членами рода чисто родовая, а не государственная; единство рода сохраняется тем, что когда умрет старший, или великий, князь, то достоинство его вместе с главным столом переходит не к старшему сыну его, но к старшему в целом роде княжеском; этот старший перемещается на главный стол, причем перемещаются и остальные родичи на те столы, которые теперь соответствуют их степени старшинства. Такие отношения в роде правителей, такой порядок преемства, такие переходы князей могущественно действуют на весь общественный быт Древней Руси, на определение отношений правительственного начала к дружине и к остальному народонаселению, одним словом, находятся на первом плане, характеризуют время.

Начало перемены в означенном порядке вещей мы замечаем во второй половине XII века, когда Северная Русь выступает на сцену; замечаем здесь, на севере, новые начала, новые отношения, имеющие произвести новый порядок вещей, замечаем перемену в отношениях старшего князя к младшим, ослабление родовой связи между княжескими линиями, из которых каждая стремится увеличить свои силы на счет других линий и подчинить себе последние уже в государственном смысле. Таким образом, чрез ослабление родовой связи между княжескими линиями, чрез их отчуждение друг от друга и чрез видимое нарушение единства Русской земли приготовляется путь к ее собиранию, сосредоточению, сплочению частей около одного центра, под властью одного государя.

Первым следствием ослабления родовой связи между княжескими линиями, отчуждения их друг от друга было временное отделение Южной Руси от Северной, последовавшее по смерти Всеволода III. Не имея таких прочных основ государственного быта, какими обладала Северная Русь, Южная Русь после татарского нашествия подпала под власть князей литовских. Это обстоятельство не было гибельно для народности юго-западных русских областей, потому что литовские завоеватели приняли русскую веру, русский язык, все оставалось по-старому; но гибельно было для русской жизни на юго-западе соединение всех литовско-русских владений с Польшею вследствие восшествия на польский престол литовского князя Ягайла: с этих пор Юго-Западная Русь должна была вступить в бесплодную для своего народного развития борьбу с Польшею для сохранения своей народности, основою которой была вера; успех этой борьбы, возможность для Юго-Западной Руси сохранить свою народность условливались ходом дел в Северной Руси, ее самостоятельностью и могуществом.

Здесь новый порядок вещей утверждался неослабно. Вскоре по смерти Всеволода III, по отделении Южной Руси от Северной, явились и в последней татары, опустошили значительную ее часть, наложили дань на жителей, заставили князей брать от ханов ярлыки на княжение. Так как для нас предметом первой важности были смена старого порядка вещей новым, переход родовых княжеских отношений в государственные, отчего зависели единство, могущество Руси и перемена внутреннего порядка, и так как начала нового порядка вещей на севере мы замечаем прежде татар, то монгольские отношения должны быть важны для нас в той мере, в какой содействовали утверждению этого нового порядка вещей. Мы замечаем, что влияние татар не было здесь главным и решительным. Татары остались жить вдалеке, заботились только о сборе дани, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя все как было, следовательно, оставляя на полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере прежде них. Ярлык ханский не утверждал князя неприкосновенным на столе, он только обеспечивал волость его от татарского нашествия; в своих борьбах князья не обращали внимания на ярлыки; они знали, что всякий из них, кто свезет больше денег в Орду, получит ярлык преимущественно перед другим и войско на помощь. Независимо от татар обнаруживаются на севере явления, знаменующие новый порядок, – именно ослабление родовой связи, восстания сильнейших князей на слабейших мимо родовых прав, старание приобрести средства к усилению своего княжества на счет других. Татары в этой борьбе являются для князей только орудиями; следовательно, историк не имеет права с половины XIII века прерывать естественную нить событий – именно постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные – и вставлять татарский период, выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений.


С этой книгой читают
Нежданное происшествие случается в усадьбе князей Пухиных. Привидениепугает одного из слуг, и владелица имения вызывает полицейского сыскнойполиции. Ситуация почти анекдотичная, но оказывается, что произошлопреступление, и опять Сергей Петрович Стабров разоблачаетзлоумышленников. Пятая повесть из серии книг "Русскiй детектiвъ" Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сер
Лед и холод, обширные пространства реки Обь, громадные острова Студеного Моря — вот арена приключений героев этой книги. Время действия — эпоха Бронзового века, таинственная и грозная, но даже здесь герои повествования смогли проявить всю свою силу и открытость своих горячих сердец. Для настоящих людей нет невозможного. Ведьма, подлинная владычица Севера, защищает и наказывает обитателей этих мест. И ее сила — это живые мертвецы
Новая повесть из детективной серии «Русский детектив». Итак, под Рождество, в Москве происходит таинственное преступление. Несколько версий были отметены в ходе расследования, новые и новые протсшествия накладываются одно на другое. Но это дело, которое может разгадать только сам Сергей Петрович Стабров. Первая книга: Морской узел и счастливый билет. Сергей Соловьев Вторая книга: Чемодан, револьвер и расческа. Сергей Соловь
«Учебная книга русской истории», положенная в основу настоящего издания, является кратким изложением главного труда жизни знаменитого историка С. М. Соловьева – 29-томной «Истории России». Как известно, над «Историей России», охватывающей период от зарождения русской государственности до «золотого века» Екатерины II, Соловьев работал около тридцати лет, вложив в этот фундаментальный труд весь свой незаурядный опыт и многогранный талант.Эта книга
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
Книга «Неделимое» – это первая книга 7 чувств, которые составляют «человека». Написана эта книга с душой и отображает все те неразделимые пазлы, из которых состоит его душа: нежность, трепет, страсть, ласка, преданность, любовь. Ведь это самые священные человеческие чувства. Без них остановится время, а человек просто прекратит свое существование, сначала как личность, а потом как «человек»… ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ!RI-SILVER
Третья мировая война внесла значительные изменения не только в окружающий мир, но и в самих обитателей планеты Земля. Разделив их тем самым не по национальному признаку, а по расовому. В результате чего появилось пять рас, которые пытались наладить своё существование в мире и гармонии, но…
Аура человека. Способы защиты и воздействияПо мнению автора, чтобы видеть или чувствовать ауру совсем не обязательно быть мистиком. Каждый человек способен на это. Нужно лишь признать ее существование и внимательно относиться к своим ощущениям. Благодаря простым упражнениям, приведенным в этой книге, вы научитесь считывать ауру. Это умение во многом изменит вашу жизнь, сделает ее проще и интереснее. Вы сможете безошибочно определять, как ваша аур
Перед вами третья книга о лечении кристаллами известной целительницы, гипнотерапевта и астролога – Джуди Холл.Работа посвящена влиянию на здоровье человека электромагнитного поля (ЭМП) и геопатогенного стресса (ГС), а также кристаллам, исцеляющим от болезней, вызванных этими явлениями.Особенность книги – алфавитный указатель. Он содержит сведения о недугах, различных состояниях и подходящих кристаллах, которые вы можете выбрать в зависимости от с