Научиться ходить по радуге
Дружба – понятие сложное. Она кажется прекрасной, как радуга. Эта радуга может быть прочной – такой, что по ней можно ходить. Может она быть и эфемерной, как те капельки дождя, которые висят в воздухе, красиво преломляя свет, но и только. Многое зависит от способности человека дружить, от его характера.
Способность к дружбе – свойство, важное на протяжении всей жизни. Воспитание создаёт предпосылки для него – или не создаёт. Стоит постараться научить ребёнка отличать дружбу от приятельства, личную взаимосвязь с другим человеком от компанейского товарищества. Вряд ли тут применимы какие-либо прямолинейные способы. Но культивировать ростки дружелюбия, готовности прийти на выручку, умения согласовывать интересы – это вполне реально.
Помогут в этом и сказки. Пользуясь ими, воспитатель может привлечь внимание к тем моментам, которые наиболее важны для конкретных детей или для отдельного ребёнка.
Сказки позволят заметить различные стороны представлений о дружбе, не сводя их к упрощённой детской готовности объявить кого-нибудь своим другом по первому побуждению – и так же легко раздружиться.
Дружба очень близка к той «любви к ближнему», о которой говорит Евангелие. Поэтому она является не только душевным переживанием, но и школой духовного опыта, начиная с раннего детства. Вот почему таким насущным является навык хождения по радуге.
Присмотримся к нескольким пунктам, которые намечают канву использования сказки в воспитании. Не обязательно тщательное выполнение всех пунктов, да ещё точно в том порядке, в котором они стоят. Это лишь материал для творчества. Само педагогическое творчество – в руках каждого из нас.
Это не такой простой пункт, как кажется. Во-первых, если ребёнок умеет читать, возникает соблазн перевести его на самообслуживание. Вот тебе сказка, прочти её. Это неправильно. Когда ребёнок читает, он тратит энергию сразу на два дела: на сам процесс чтения и на восприятие прочитанного. Читая ему вслух, мы снимаем первую нагрузку (в младшем возрасте она может быть довольно обременительной) и даём возможность свободно погрузиться в мир, создаваемый сказкой.
Моя дочка (которая сама читала уже вполне хорошо) говорила мне: «Когда я читаю сама, у меня в голове всё гудит. А когда ты или мама мне читаете, я думаю о том, что там происходит».
Кстати, уже во время чтения у детей могут возникнуть побуждения к обсуждению. Это замечательно. Не побоимся сделать паузу, поговорить о происходящем, а потом продолжить.
Не обязательно, чтобы это было сразу после того, как закончено чтение. Плодотворнее будет обсуждение через некоторое время (в этот же день попозже или на следующий день), когда прочитанное «устоялось» или даже, может быть, немного забылось. Мы одновременно и напомним о сказке, и вернём внимание к ней. Лучше всего, если к такому разговору будет какой-то житейский повод (хотя полезнее избегать соблазна использовать сказку для выведения морали к конкретному случаю).
Для иллюстрации возможностей разговора по окончании каждой сказки предложен примерный набор вопросов к детям. Не надо стремиться использовать все вопросы подряд. Постараемся выбирать их в соответствии с возрастом, характером и особенностями мышления конкретного ребёнка. Если задаём вопрос группе детей, будем исходить из её особенностей. А ещё лучше – придумывать свои варианты, свои формулировки, наиболее подходящие для той ситуации, в которой идёт обсуждение. Это ведь не экзаменационные вопросы. Неправильно было бы ожидать каких-то определённых ответов. Наоборот, интереснее всего расслышать самостоятельную реакцию малыша на тему вопроса.
Естественно, к разговору о сказке можно вернуться не раз. Иногда это будет и не разговор-обсуждение, а просто обращение к изображённым в сказке событиям и персонажам («А помнишь, как…»). Лучше всего, когда сказка даёт нам ключевой образ-метафору, который может стать своеобразным «словом» в общении с ребёнком. Такими словами могут стать, например, «дружавчик» или «сверчель» в текстах, приведённых ниже.
Детям нужны повторения прочитанного. Ребёнку трудно за один раз разобраться в сказке, обжить её, усвоить. Прочитать сказку ещё и ещё раз (иногда даже повторить её сразу же) совершенно естественно с точки зрения детского восприятия. И вместе с тем это снова и снова даёт нам дополнительные возможности для обсуждения важных вещей, для привлечения внимания к той или иной детали повествования.
Для детей важно не только и не столько умственное восприятие, сколько переживание с помощью игры. Поэтому можно воспользоваться сюжетом и персонажами прочитанной сказки в качестве исходного игрового импульса. Так, как это принято у детей: давай я буду тем-то, а я тем-то, а ты кем будешь?..
Если дети «заведутся» на игру в сказку, мы не будем тут же пытаться эксплуатировать её в педагогических целях. Сначала нужно привыкнуть к этому сказочному пространству, освоить его. А потом, при случае, обменяться мнениями о том, что в нём происходит.
Речь идёт не о сценической постановке прочитанного, это дело непростое. Но почему бы не попробовать сыграть короткий импровизированный спектакль, посвящённый сказке или какому-то её эпизоду, если вы почувствуете, что дети готовы к этому?
Можно устроить игру в сказку с помощью кукол. Это может быть просто ролевая игра или даже «кукольный спектакль» (та же игра, но с помощью ширмы или повешенного на верёвку куска ткани).
Можно пойти на прогулку, считая, что мы отправляемся туда, где происходило действие прочитанной сказки. И много других «можно» ожидают нашей изобретательности.
6. Порисовать, полепить, повырезать…
Настроить детей на то, чтобы нарисовать героев сказки или какие-нибудь понравившиеся эпизоды. Нарисовать можно фломастерами, карандашами или красками. Или другим подходящим способом. Например, мелками на асфальте.
Если вы лепите с детьми (из пластилина, из глины, из других материалов), можно и в этой форме откликнуться на сказку. Пригодится и всякое другое рукоделие: вырезание из бумаги, аппликация…
Но самое главное, что во время творческого взаимодействия со сказкой продолжается её внутреннее освоение. Происходит закрепление образов, принятие их в багаж внутренних ассоциаций. Даже самое краткое взаимное обсуждение работ способствует этому и углубляет восприятие. Можно устроить небольшую выставку работ (персональную или групповую), посвящённых сказке. Всё это – продолжение той работы, которая начата в ней самой.