Согласно Н. А. Бердяеву, духовность – это высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке (Бердяев, 1938). Понятие «духовная личность» охватывает самые лучшие человеческие проявления: бескорыстную любовь к люд ям, служение обществу в творческой, профессиональной и других сферах деятельности. Духовная личность – это главное в человеке, это его человеческое начало, слитое с проявлением духовной сущности.
Удивительно, что краеугольное психологическое понятие «духовная личность» оставалось за бортом исследований в психологии на протяжении более ста лет. Это во многом обусловлено историей развития психологической науки, которая в начале своего пути, строго ориентируясь на естественно-научную парадигму, всемерно стремилась избавиться от своего религиозно-философского прошлого. Понятие «духовная личность», используемое У. Джеймсом в его теории личности на заре зарождения психологической науки в конце XIX в., так и не получило распространения и дальнейшей разработки, потому что духовная проблематика была исключена из поля научных исследований как не имеющая отношения к науке. По словам А. Маслоу, «классическая безоценочная наука, следуя физико-химическому подходу к реальности, отлучила от нее духовное» (Маслоу, 1999, с. 339–340).
Ситуация изменилась во второй половине XX в., когда сложившееся направление гуманистической психологии позволило рассматривать человека во всем сложном многообразии проявлений, включая и духовное измерение.
Конец XX в. ознаменовался новым научным взглядом на реальность, связанным с революционными достижениями в области когнитивных наук и новыми концепциями сознания и причинности. В научных кругах получила признание теоретическая база когнитивных, гуманистических, терапевтически ориентированных направлений психологии, которые ранее были вытеснены бихевиористскими доктринами на второй план и считались ненаучными. Согласно В. С. Степину, «мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука» (Степин, 2000, с. 625), позволяющая включать в поле исследований сложные, сверхсложные и уникальные системные объекты. К таким объектам можно отнести и духовность, и духовную личность.
Постнеклассический период характеризуется тем, что в поле зрения науки наряду с явлениями воспроизводимыми, повторяющимися и регулярными включаются также и разного рода отклонения от привычных правил, выходящие за рамки выработанных и устоявшихся в науке норм, феномены уникальные и необъяснимые с точки зрения сциентизма.
Естественно-научный подход, основанный на узкодетерминистской традиции научного материализма, не позволяет уловить некоторые глубинные, фундаментальные принципы бытия, сущностные духовные основания личности, ее высшие ценностно-смысловые устремления.
Новый тип современного знания характеризуется учетом факторов субъективности, уникальности, гуманистической направленностью, пересмотром классических критериев истинности и научности, что ведет к изменению идеала ценностно-нейтрального исследования: «Объективно истинное объяснение и описание применительно к „человекоразмерным” объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений…» (Степин, 2000, с. 631–632).
В. С. Степин приходит к такому выводу: «Современная наука – на переднем крае своего поиска – поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки…» (там же, с. 625).
Итак, в современной психологической науке сложились объективные предпосылки для включения духовной проблематики в круг научных исследований, о чем свидетельствует увеличение количества публикаций с 2000 по 2019 г. в 6,6 раза.
Важно отметить, что при научном рассмотрении духовности выделяются ее секулярный и религиозный аспекты. Оба эти аспекта оказались подвластны научному исследованию. Подчеркнем, что наука не пытается ответить на вопрос, существует Бог или нет. Это вопрос веры. Задача науки – раскрыть, как духовность (секулярная/религиозная) влияет на психологические проявления человека, поведение и деятельность. Например, в результате эмпирического исследования было установлено, что духовно-религиозные устремления значимо положительно коррелировали с субъективным благополучием (удовлетворенностью жизнью в целом, семейными отношениями в частности) и показывали отрицательную связь с депрессией (Эммонс, 2004).
Несмотря на многочисленные научные исследования разных аспектов духовности, проводимых в последнее время в рамках психологии, понятие «духовная личность» до сих пор остается не раскрытым с точки зрения содержания и возможности его применения в психологических теоретических построениях и эмпирических исследованиях.
Изучение духовной личности – важная задача современной психологии, что обусловлено не только научной значимостью разработки этого понятия для развития психологической теории личности, но и социальной необходимостью формирования представлений о духовной личности в современном обществе, во многом утратившем духовные ориентиры. Указанные факторы послужили основанием для написания предлагаемой читателю монографии.
В книге с точки зрения психологической науки рассматривается понятие «духовная личность».
В первой главе обсуждается вопрос, является ли духовная личность самостоятельным понятием или не имеет такого статуса и «растворяется» в понятии «личность». Приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований духовности и личности.
Вторая глава посвящена рассмотрению теорий и концепций личности, затрагивающих разные аспекты духовности; исходя из них, выделяются характеристики духовной личности. Внимание фокусируется на нерелигиозной духовности.
В третьей главе в рамках типологического подхода автор предлагает тип личности «человек дающий», соотносимый с духовной личностью, и ее антипод, тип бездуховной личности – «человек берущий».
Четвертая глава посвящена духовным способностям, которые обеспечивают проявление духовной личности в реальной жизнедеятельности. Приводится описание ряда высших способностей, относимых к категории духовных, и результатов их эмпирического исследования.