Татьяна Никитина - «Джоконда» – мистика или мистификация? (Фотошоп эпохи Возрождения)

«Джоконда» – мистика или мистификация? (Фотошоп эпохи Возрождения)
Название: «Джоконда» – мистика или мистификация? (Фотошоп эпохи Возрождения)
Автор:
Жанр: История искусства
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "«Джоконда» – мистика или мистификация? (Фотошоп эпохи Возрождения)"

«Джоконда» Леонардо да Винчи – самый знаменитый и загадочный портрет в истории мировой живописи. Весь 20 век профессионалы и дилетанты вели дискуссии, выдвигали версии, но лишь в 21 веке учёные ответили на многие важные вопросы благодаря появлению самых современных методов исследования. И стало ясно, что картина для художника была в большой степени научным экспериментом, попыткой достичь определённых эффектов, а способ её создания абсолютно уникален, и заложенные в него принципы перекликаются с технологиями наших дней.Автор статьи по профессии редактор, поэтому это не искусствоведческое изыскание, а попытка просто и понятно рассказать читателю обо всех загадках «Моны Лизы», о современных исследованиях картины и о её самых известных копиях, тоже «участницах» экспериментов. Эксклюзивные авторские объяснения главных секретов таинственного портрета весьма неожиданны, но очень убедительны. Так что хочется сказать, что главная загадка «Джоконды» уже отгадана – всего лишь через 500 лет.

Бесплатно читать онлайн «Джоконда» – мистика или мистификация? (Фотошоп эпохи Возрождения)



Вряд ли возможно не согласиться с утверждением, что «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи – это самый знаменитый и самый загадочный портрет в истории мировой живописи. Здесь всё окутано тайной и вызывает споры: история создания картины, живописная техника, личность изображённой женщины, необъяснимая «живость», изменчивость её облика, неуловимость выражения её лица. Замечено, что в зависимости от освещения, угла зрения, расстояния оно может выражать абсолютно разные настроения – от безмятежности и легчайшего намёка на улыбку до недоброй, презрительной усмешки. Зрители совершенно по-разному воспринимают чувства женщины на портрете, невозможно однозначно охарактеризовать её внутреннее состояние, её характер, её эмоции. Но, конечно, «визитной карточкой» этого шедевра является загадочная «ускользающая» улыбка – увидеть её удаётся далеко не каждому созерцателю портрета. Мнения и зрителей, и исследователей насчёт Джоконды и её таинственной улыбки кардинально расходятся: одни считают её возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной, злой и даже некрасивой. Не до конца исследовано и то, что кроется за необыкновенной, уникальной техникой живописи, применяемой художником.

Леонардо да Винчи «Джоконда. Мона Лиза». Лувр

Этой картине посвящены сотни книг, тысячи статей, научные исследования, фильмы, телепередачи. А загадок всё равно остаётся множество. А значит, возникает непреодолимый соблазн привлечь на помощь мистику, объяснить всё сверхъестественными причинами, воздействием тёмных сил. Мистический ореол вокруг картины в наше время духовной неразборчивости растёт небывалыми темпами. И в самом деле, считают сторонники мистических теорий, как же ещё можно понять, почему вот уже 500 лет загадочная красавица, как никто другой в истории мировой живописи, будоражит умы миллионов людей, завораживая, притягивая и отталкивая, заставляя восхищаться и ненавидеть, посвящать ей стихи и испытывать перед ней необъяснимый страх. И чем была вызвана странная привязанность самого Леонардо да Винчи именно к этому полотну? Он до самой смерти не расставался с портретом, постоянно продолжая вносить какие-то изменения в работу, казалось бы, доведённую до совершенства. «Мистики» утверждают, что женщина, с которой написан портрет, была энергетическим вампиром. Она настолько подчинила себе Леонардо, что художник не мог расстаться с её портретом и, постоянно совершенствуя своё творение, постепенно угасал, отдавая всю душу Джоконде. С воздействием потусторонних сил многие связывают и синдром Стендаля – когда люди внезапно падают в обморок перед гениальной картиной или подвергаются панической атаке. «Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней», – отзывался об этом уникальном произведении в конце XIX века французский писатель Франсуа-Анатоль Грюэ. И весь XX век учёные, искусствоведы и просто дилетанты спорят, спорят, спорят. Ну просто мистика какая-то…

А действительно ли мистика?


Фантазёр ли Вазари?


      «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершённым. Это произведение находится ныне у короля Франции Франциска, в Фонтенбло.

Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них были сизовато-красноватые отблески и те волоски ресниц, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Брови же благодаря тому, что было показано, как волоски вырастают где гуще, а где реже, в соответствии с порами кожи, и как они закругляются книзу, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей красотой своих розоватых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и уголками, где алость губ переходит в естественный живой цвет лица, воистину, казался не красками, а живой плотью. А всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней весёлость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; сам же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, итальянскому художнику, архитектору и писателю Джорджио Вазари, составившему жизнеописания многих великих художников и скульпторов Возрождения. На основании его слов вот уже несколько веков женский портрет кисти Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, над которым мастер трудился, как свидетельствует Вазари, в 1503–1506 годах, считается изображением 25-летней Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Полное название картины – «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo; во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название – «Джоконда. Мона Лиза» (мона по-итальянски значит «госпожа»). Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства ближайшего ученика да Винчи – художника Джиана Джакомо Капротти (Салаи). Картина описывается как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

Архивные материалы, собранные профессором Флорентийского университета историком Джузеппе Палланти, свидетельствуют, что Лиза Герардини родилась в 1479 году во Флоренции на Виа Маджио, в семье знатного, но обедневшего вельможи Антонмария ди Нолдо Герардини и его третьей жены (две умерли при родах) Лукреции дель Кация, у неё было три младших брата и три младших сестры. Её семья проживала во Флоренции на улице Гибеллина, почти напротив дома сэра Пьеро, отца Леонардо да Винчи, соседи были хорошо знакомы друг с другом. В 15 лет Лиза вышла замуж за богатого торговца шёлком Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, занимавшего должность одного из старейшин республики, который был старше неё на 19 лет, родила мужу пятерых детей и воспитала его сына от первой жены.  Умерла эта женщина 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет, после тяжёлой болезни, похоронена при монастыре святой Урсулы, рядом с базиликой Сан-Лоренцо. В этой обители она провела последние 4 года своей жизни – после смерти мужа, – рядом со своей младшей дочерью Мариеттой, ставшей монахиней Людовикой (другая её дочь, тоже монахиня, умерла в 18 лет). В её погребении участвовал весь приход, что свидетельствует о всеобщей любви и уважении к ней. Известно также, что портрет Лизы Герардини был заказан для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения в 1502 году второго сына, Андреа.


С этой книгой читают
Историей чудотворных икон Божией Матери интересуется самый широкий круг читателей – и верующие, церковные люди, и нерелигиозные, но неравнодушные к истории и культуре нашей страны. Казалось бы, на эту тему очень много материала и в книгах, и в интернете. Однако изобилие это кажущееся. Большинство книг является воспроизведением дореволюционных изданий, а многие сайты просто перепечатывают друг у друга статьи из тех же книг 100-летней давности. И в
Оптина пустынь – всемирно известный монастырь, один из старейших в России, расположен недалеко от г. Козельска Калужской области. В XIX веке святость древних времен возродилась здесь в образе особого благодатного явления – старчества. В обители бывало огромное количество богомольцев. К оптинским старцам приезжали известнейшие представители русской культуры – Гоголь, Тютчев, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чайковский, Рубинштейн и многие-многие др
Имя купца-золотопромышленника Иннокентия Сибирякова (1860–1901), выдающегося благотворителя, окончившего свои дни афонским схимонахом, в советское время было вычеркнуто из нашей истории по идеологическим соображениям. Сейчас оно начинает возвращаться из незаслуженного исторического забвения и обретает все более широкий круг почитателей.Богатейший человек России все свое многомиллионное состояние потратил на дела милосердия, многие годы жертвуя кр
Триста с лишним лет назад на берегах Невы возник город, которому была суждена великая судьба. История «блистательного Санкт-Петербурга» неразрывно связана с этой рекой. Она стала «главной улицей» города, к которой были обращены фасады дворцов и особняков, а ее величественные гранитные набережные, причалы и спуски стали украшением молодой столицы, приводя в восхищение иностранных гостей.По Неве доставляли «Гром-камень» для постамента Медному всадн
Зачастую мы так спешим от метро до работы и обратно или торопимся к месту встречи, что не замечаем многого даже на хоженых-перехоженых улицах. А уж заглянуть в тихий переулок обычно и в голову не приходит! Московские переулки дарят нам столько ярких впечатлений и хранят столько тайн и загадок, что приходится лишь удивляться, как близко к нам на самом деле находятся эти удивительные места.Каждое из описанных в книге зданий расположено в пяти-семи
Эпоха Возрождения – наиболее прогрессивный и революционный период в истории человечества. Художники Ренессанса – Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший – никогда не были просто художниками. Они были философами, они были заряжены главными и основными проблемами времени. Вернувшись к идеалам Античности, они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные
Туркменское изобразительное искусство берёт свои истоки с глубокой древности. Древние архитектурные памятники в Анау, Геоктепе, Мургабе, сооруженные зодчими прошлых веков и в наши дни, поражающие целостностью и гармоничностью, свидетельствуют о высочайшей культуре высокоразвитых цивилизаций.Для живописи характерны чёткость и ясность образного строя, острота форм, локальность цвета. Монументальность органично сочетается с присущей туркменскому иск
В Нью-Йорке с выставки исчезает голубая китайская ваза династии Мин. Однако полиция в недоумении, так как грабитель по неизвестным причинам возвращает бесценный экспонат в музей.
Простите за то, что могу показаться глупой и чрезмерно плаксивой, но тогда я была именно такой. Моя жизнь далеко не сахар и приходится сражаться за место под солнцем, каждый прожитый день. Академия – это единственное место в котором я могла спрятаться и получив диплом, отправиться за пределы империи, в которой являюсь в списке первых кого надлежит уничтожить. Мои планы нарушил Князь Тьмы, которого подослали ко мне в роли няньки, при виде которого
Нет, ну это же надо быть таким наглецом?! Тут его, понимаешь, соблазняешь изо всех сил, а он спокойный как … Удав. И это, знаете ли, бесит до жути! Ну, ничего, я тоже могу быть ещё той занозой в заднице, когда ставлю перед собой чёткую цель. От автора: Третья книга цикла. Первая книга цикла – история Анастасии и Александра в романе "Новогоднее "чудо"" https://litnet.com/ru/reader/novogodnee-chudo-b431105?c=4833568 Вторая книга цикла – история Алё
По распределению отправляют в космическую Академию, чтобы присмотреть за богатенькими подростками? Справлюсь. С первой минуты получила прозвище "Робот"? Бывает. С избалованными детишками играю в игру "кто кого переиграет"? Пусть пробуют. Иномирные расы нацелились на бедных людей? Зубки обломают! ... Лукавая улыбка тронула его губы. — Гулять будешь в Этом? Мужской взгляд скользнул по груди в огромном вырезе, прошелся по округлым бедрам, ярко н