Так случается, что все гениальные открытия и откровения происходят как бы случайно. Мое знакомство с теорией системно-векторного психоанализа произошло именно так: о ней как-то мимоходом упомянула одна пациентка. В то время я как раз билась над загадкой, которая упорно не хотела решаться, и это не давало мне покоя вот уже несколько лет.
У меня как у диетолога есть свой профессиональный набор инструментов, который считается универсальным. Однако я не раз замечала, что эти инструменты по-разному работают для разных людей. Одним они прекрасно помогали достичь отличных результатов, а вот других не спасали. Мне не хватало какого-то пятого элемента, чтобы понять, какие практики применить к конкретному человеку. И таким ключом, объединившим мои знания в целостный подход, стала системно-векторная психология.
Только углубившись в изучение векторов, я поняла, что разные психотипы воспринимают мои рекомендации (и даже мой облик и тон разговора) совершенно по-разному.
Теперь я знаю, что эта система векторов в каком-то смысле – гениальное открытие, сделанное в свое время классиком психоанализа Зигмундом Фрейдом. И тоже, кстати, совершенно случайно.
Теория Фрейда и практика Ганзена – Толкачева
Статья Фрейда «Характер и анальная эротика» (1908 г.) в свое время буквально «взорвала» научный мир своим нетрадиционным подходом к объяснению некоторых особенностей характера. Классик психоанализа привычно связал их с эротическими переживаниями, и многие его коллеги утвердились в мысли, что пожилой теоретик совсем выжил из ума и вообще все сводит к сексу. Даже такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство. Действительно, казалось бы, какая связь? Однако он не только обосновал эту связь, но и доказал, что она родом из детства, а также дал намек своим последователям развивать ее дальше. Так академик В. Ганзен и впоследствии его ученик В. Толкачев выстроили на основе этой небольшой теоретической статьи Фрейда довольно стройный, а главное, практичный метод определения психотипов, которым мы сейчас успешно пользуемся.
Наблюдение Фрейда состояло в том, что те самые черты – аккуратность, бережливость и упрямство – свойственны определенному типу людей, которые (особенно в детстве) с повышенным вниманием относились к акту дефекации.
Как пишет Фрейд, «из их рассказов выясняется, что им доставляло удовольствие задерживать стул даже в возмужалом возрасте, а кроме того, в их воспоминаниях попадаются указания на всякого рода неподобающую возню с только что выделенным калом». Звучит не очень поэтично, однако именно эти слова Фрейда стараниями его учеников легли в основу системно-векторной теории. В соответствии с ней выделяют восемь физиологических типов, или векторов, развития: анальный (описанный еще Фрейдом), уретральный, мышечный, кожный, оральный, зрительный, слуховой и обонятельный, отличающиеся своими психологическими характеристиками.
А также привычками питания, отношением к еде, физической работе и вкусовому восприятию – добавлю я от себя. Это на самом деле очень важно, потому что базовые характеристики личности не меняются с течением времени.
Как же связаны характер и особенности частей тела?
Когда я проходила практику в университете, обратила внимание, что для разных типов личности характерны разные болезни. А возможно, и наоборот: различные болезни постепенно меняют наш характер. В отделении гастроэнтерологии мы наблюдали пациентов, страдающих нарушением работы кишечника (запорами). На языке врачей характер у таких пациентов часто был «запорный» – они вечно брюзжали и были всем недовольны. Тогда как сердечники – пациенты кардиологических отделений – отличались безбашенностью и влюбчивостью. Стоило им только немного прийти в себя от инфаркта, как они тут же принимались любезничать и ухаживать за медсестрами.
Как связаны характер и болезни? Смею предположить, что многими гуморальными реакциями и физиологическими процессами. Но первая скрипка – это, конечно же, нервная система.
Вы увидите, как зоны, определяющие характер, иннервируются особенно сильно.
Это очень чувствительные зоны со множеством рецепторов, сигналы от которых идут по нейронной сети в головной мозг. Там, переплетаясь с другими центрами, они и формируют ответ в виде определенной психологической реакции.