Игорь Евсин - Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице

Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице
Название: Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице
Автор:
Жанры: Житийная литература | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице"

Екатерина Михайловна Хлуденёва (1889–1978) – почитаемая в народе старица. Её образ в корне отличается от привычного представления о юродствующей подвижнице. Девушка простого крестьянского происхождения из рязанской глубинки сумела получить блестящее столичное образование, что позволило ей заниматься воспитанием детей представителей высшего общества в дореволюционном С.-Петербурге. После 1918 года Екатерина Михайловна вернулась в Рязанскую губернию. Большую часть жизни прожила в селе Березники Сапожковского района. Там она принимала всех, кто нуждался в её помощи. Старицу почитали и обращались к ней за советом и утешением не только простые крестьяне, но и люди образованные, учёные, представители власти. Память о праведнице жива и поныне; по молитвам к Екатерине Михайловне люди по-прежнему получают чудесную помощь и исцеление.

Бесплатно читать онлайн Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице


© Евсин И.В., текст, 2019

© ООО «Зёрна-Слово», 2019

Вступление

Старица-учительница

На Русской земле были и есть старицы, которым Господь за их смирение и подвижническую жизнь подавал дары утешения, прозорливости, исцеления. Среди них хорошо известны имена рязанских Божьих угодниц. В народе именуют их просто, с любовью и нежностью: Любушка Рязанская, Матронушка Анемнясевская, Полюшка Захаровская… Но лишь одну из них – сапожковскую старицу – называют по имени-отчеству: Екатерина Михайловна.

Это тем более удивительно, что известны (хотя и мало освещены) факты юродства старицы, а этот подвиг накладывает на человека, его являющего, особый отпечаток. Юродствующий Христа ради может выглядеть порой в глазах окружающих неприглядно и даже вызывать пренебрежительное к себе отношение. Тем удивительнее столь уважительное величание этой подвижницы, начавшееся ещё при её жизни и сохранившееся поныне.

Чем же оно обусловлено?

Разгадка таится в самой жизни и судьбе Екатерины Михайловны, во многом парадоксальной и уникальной. Екатерина Михайловна Хлудёнева родилась 8 ноября 1889 года в селе Сысои Сапожковского уезда (ныне Сараевский район Рязанской области). Будучи дочерью крестьян из рязанской глубинки, девушка сумела ещё в дореволюционные годы получить блестящее образование. В юности Екатерина Михайловна с отличием окончила Сапожковскую прогимназию, затем женскую гимназию Екимецкой в Рязани, впоследствии училась на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге – первом высшем учебном заведении для женщин в России. Поступить туда было непросто; девушке помогли её блестящие способности, отличная подготовка и особенное стремление к знаниям.

Преподавали на курсах люди, без которых сегодня нельзя представить отечественную культуру и историю. Это учёные с мировым именем: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Л.В. Щерба, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.П. Бородин – учёный-химик, медик и выдающийся композитор, знаменитые религиозные философы Н.О. Лосский, С.Ф. Платонов, Л.П. Карсавин.

После Санкт-Петербурга девушка, обладавшая удивительным педагогическим талантом и уже имевшая опыт преподавания, вернулась в Сапожок. Здесь, а впоследствии и в Березниках, родители приводили к ней самых «трудных», отстающих в обучении, с непростым поведением, детей. Екатерина Михайловна, занимаясь с ними, достигала поразительных результатов в учёбе и выправлении поведения. Всё это, а также сам характер подвижницы, её отношение ко всем, кто к ней обращался, тихая, спокойная и убедительная речь не могли не вызывать исключительно почтительного к ней отношения и особого уважения.

Большую часть своей жизни Екатерина Михайловна прожила в селе Березники Сапожковского района. Там она принимала тех, кто нуждался в её духовной, а порой и материальной помощи, в житейских советах и утешении.

А почитали старицу и приходили к ней за помощью и советом не только простые крестьяне, но и люди образованные, учёные, представители власти. Алексей Андреевич Стольников, редактор газеты «Сапожковские вести», член Сапожковского районного комитета КПСС, искренний почитатель Екатерины Михайловны Хлуденёвой, впоследствии вспоминал: «Людей из интеллигенции, образованных она привлекала своим кругозором, глубокими знаниями во многих областях…».

Часть 1

Известняковые вериги

Глагол добро есть

В 1907 году ученица 8-класса Рязанской частной женской гимназии В.П. Екимецкой Екатерина Хлуденёва обратилась в Сапожковскую земскую управу с прошением о выделении ей средств для продолжения обучения на высших гимназических курсах. В своём прошении она написала, что первоначальное обучение в Сапожковской гимназии получила благодаря тому, что за него платила её бабушка. Курс гимназии закончила с золотой медалью, перешла в последний 8-й дополнительный класс и хотела бы поступить на высшие курсы. «В благодарность за это, – писала Екатерина Михайловна, – я обязуюсь по окончании отслужить где и сколько найдёт нужным земское собрание».

Как известно из истории, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было утверждено в январе 1864 года. Земства ведали делами местного хозяйства, к примеру устройством и содержанием зданий, заведовали благотворительными учреждениями и «попечением о народном образовании». Каково же было попечение об образовании сироты из бедной семьи Екатерины Хлуденёвой?

– Мне кажется, – сказал гласный Е.Н. Никифоров, – мы должны с большой осторожностью отнестись к выдаче пособия бедным… а между тем их отцы в карты играют и шампанское пьют…»[1].

Представитель древнего рода дворян Никифоровых, хорошо знающий жизнь крестьянства, утверждает, что вконец обедневшие крестьяне играют в карты и пьют шампанское… И дальнейшие его слова при обсуждении прошения Хлуденёвой не менее удивительны: «Мы должны не милость дать, а сами должны просить денег… Если мы окажем ей пособие, мы потом таких просьб от других не оберёмся».

Вот вам и выполнение земской реформы императора Александра II, обязывающей земства участвовать «в попечении о народном образовании»! И всё-таки нашёлся один гласный, некий К.К., который сказал, что семья Хлуденёвых настолько бедная, что помощь ей оказать необходимо, тем более она единовременная и составляет не такую уж большую сумму. На это от гласного М.П. Ремизова последовал такой ответ:

– Я верю вам, но раз вы находите нужным оказать Хлуденёвой помощь, то окажите её из своего кармана…

И опять же удивительное дело: тот же Никифоров вдруг сказал:

– Раз мы давали помощь состоятельным, то почему не дать бедной девушке?

Но в итоге в помощи было отказано. И отказано единогласно.

Вот в такой атмосфере и возрастала Катя Хлуденёва, дочь государственных крестьян Михаила Степановича и Марии Ивановны. Ещё задолго до 1907 года, когда Екатерина Хлуденёва обратилась в Сапожковскую земскую управу, Мария Ивановна скончалась, а обедневший Михаил Степанович стал искать средства для существования. Некоторое время он послужил стражником, то есть охранником в селе Путятине. А потом занялся торговлей. Дело в том, что государственные крестьяне, в отличие от помещичьих и монастырских крестьян, могли заключать сделки, вести розничную и оптовую торговлю.

Перейдя в коммерцию, Михаил Хлуденёв уже не оставил её. Внучатый племянник Екатерины Михайловны Михаил Антонович Хлуденёв в своём письме первой составительнице жизнеописания Екатерины Михайловны Зинаиде Павловне Талалевой писал, что из Путятина в Сысои Михаил Степанович переехал в 1908 году и «начал большую торговлю. Бабушка говорила, что у них была большая лавка, и они выезжали с товарами на базар. Торговали рыбой, сахаром и возможно чем-то ещё».

Бабушка, о которой говорит Михаил Антонович, не была матерью Екатерины Михайловны. Она была ей мачехой. Родная же мать, Мария Ивановна Хлуденёва, скончалась, когда Кате исполнилось всего два года. Жизнь своей дочке Мария буквально вымолила у Господа. Дело в том, что в течение двух месяцев девочка была малоподвижна, практически не шевелила ни ручками, ни ножками. Сначала боялись за её жизнь, потом опасались, что она будет неполноценной. Мария Ивановна усердно молила Господа и Божию Матерь об исцелении младенца и дала обет – в случае исцеления дочери свершить паломничество в Киево-Печерскую лавру. И девочка начала двигаться и нормально развиваться. Утешенная мама исполнила свой обет и сходила в Киев на богомолье, чтобы поблагодарить Господа и Богородицу за исцеление дочери.


С этой книгой читают
Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923–15.05.2014), из-за тяжелой травмы 19 лет находилась в коме – в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, 40 лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад – священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением.В книге рассказыавется о духовном
В повести рассказывается о жизни блаженной Пелагеи Орловой (Лобачевой), праведнице, жившей в селе Захарово Рязанской области. За свой подвиг смирения, терпения и любви к ближним она получила от Бога дары утешения и прозорливости, а главное, дар молитвы, благодаря которому свершались многочисленные чудеса.В основание повести легли воспоминания родственников блаженной Полюшки и близко знавших ее старожилов села Захарова.Автор благодарит за помощь в
Повести, составляющие предлагаемую читателю книгу, произведения художественные, но в основе их лежат реальные факты. Они рассказывают о подвижницах веры и благочестия: об Анисье, Матроне и Агафье Петриных («Трисвечница») и о Полюшке (Пелагее) Рязанской («Полюшка»). Когда во время гонений на Церковь закрывались храмы, а священство подвергалось репрессиям, Петрины и Пелагея Рязанская, как и другие воздвигнутые Богом старцы и старицы, не дали угасну
Однажды архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал, что вера похожа на солнце. Она светит и греет, и от нее нельзя отмахнуться – сделать вид, что ее нет, – как и солнце нельзя закрыть ладонью. То же можно сказать и о самом отце Иоанне, а также о его духовных сподвижниках и друзьях во Христе архимандрите Авеле (Македонове) и митрополите Симоне (Новикове). Они были как свечи, поставленные на Русской земле в самый темный безбожный период ее истории. И о
Книга рассказывает об удивительном примере детской святости – о том, как семилетний мальчик, воеводский сын Борис Ушаков, живший в середине XVII в., был удостоен великой схимы, высшей ступени монашеского посвящения. Собраны свидетельства о чудесах святого отрока, случившихся как в старину, так и в наши дни. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся духовными традициями и отечественной историей.
Сборник коротких стихов и рассказов. Прозрачный юмор, подмеченный автором в каждой из отраженных жизненных ситуаций, предлагает читателю когда улыбнуться, а когда и погрустить. Содержит нецензурную брань.
Глеб Якунин выбрал путь церковного служения, чтобы служить своему народу и своей совести в противостоянии тоталитарной системе. В СССР он отстаивал права верующих и боролся за отделение Церкви от государства. Предпринятое им расследование деятельности КГБ внутри церковных стен сделало его личным врагом многих духовных иерархов. Когда после развала СССР страна встала на путь возрождения, он включился в активную политическую борьбу, стремясь задать
В начале XX века. Святая Русь прощалась с великим подвижником, которого еще при жизни называли «всероссийским Батюшкой», – кронштадтским протоиереем Иоанном Сергиевым. Он назвал свой автобиографический труд «Моя жизнь во Христе». Так дерзновенно мог сказать о себе только праведник, каждый день жизни которого был прожит со Христом, во Христе и ради Христа.Столь же совершенной была жизнь современного подвижника благочестия архимандрита Наума (Байбо
В поисках действенных приемов личной эффективности Крис Бэйли взялся за амбициозный проект – в течение года он исследовал и протестировал на себе множество методик: например, он работал по 90 часов в неделю, медитировал 30 минут каждый день, месяц пил только воду, пользовался смартфоном только час в день и пытался жить в полной изоляции. Для своей книги Крис Бэйли отобрал 25 самых лучших способов повысить продуктивность, которые помогли ему самом
Для Соломеи Сабуровой – дочери корельского воеводы – новость о том, что Государь всея Руси пожелал женить своего сына, молодого князя Василия, оказалась впечатляющей, но еще большей неожиданностью стало решение отца отправить ее в Москву на смотрины невест. Конечно, в сопровождении пожилой тетки Евдокии да двух слуг. Компания верная, но не особливо занятная. Встретившийся же им в пути веселый и бойкий юноша Кудеяр, который взялся оберегать Соломе
Он появился именно тогда, когда моя жизнь напоминала сплошную проблему. Бесконечные долги и кредиты на лечение самого родного для меня человека… Из-за этого я столкнулась с эскорт-агентством, в котором есть риск не только нарваться на вредных и бесчувственных клиентов, но и нажить врагов среди "коллег". Как ни странно это признавать, но именно тот, кого я возненавидела всем сердцем за наглость, жестокость и издевательства, становится моим спасени
Три дерева уДороги стоят сухих.Следят за тобой.Не гуляй рядомС ними, человек. ОниРазорвут тебя.Из детства страхи,И в жизни взрослой, живутВсё в твоей душе.В авторский сборник вошло 129 хоррор-хайку.