Бывший декан Said Business School в Оксфордском университете, профессор
В России как и во всем мире сегодня наблюдается бум MBA-образования (так называемое бизнес-образование). В России развивается рынок образования в сфере менеджмента, прирастая каждый год на 20–30 %. В элитном сегменте постоянно адаптируются все новые программы MBA (Master of Business Administration) различных западных школ. К слову, сегментация рынка (элитный – массовый) также подчеркивает его зрелость. Критики принижают преимущества изучения новинок в области теории управления. Современные менеджеры должны понимать значение достижений в области финансовой теории, теории управленческих структур и обработки данных, которые изменили облик бизнеса. Во многих секторах экономики такие знания уже стали обязательными.
Не так давно эти важнейшие знания были доступны только в нескольких школах, и почти все эти школы находились в США. За знаниями в области финансов необходимо было отправляться в Chicago, Wharton, Rochester, MIT или Stanford – места, где сами эти знания были созданы. Но мир знаний демократичен, и новые теории теперь доступны даже в самых скромных школах MBA. По мере того как бизнес становился скорее национальным, чем региональным явлением, то же самое происходило с рынком управленческих талантов. Теперь бизнес-образование становится международным феноменом. Теперь производственники могут перейти в область финансов или консалтинга, что обогатит обе сферы. Равным образом те, кто уже работал в сфере консалтинга и в инвестиционных банках, могут подготовиться к тому, чтобы создать собственные предприятия.
Однако лишь немногие школы обеспечивают доступ к действительно серьезным международным деловым связям.
Бизнес образование появилось не так давно, и пришло оно к нам с Запада. Правительство Великобритании еще в 1962 году рекомендовало создать как минимум две собственных, британских бизнес-школы. Но тогда все вузы, в том числе и самые крупные – Оксфорд, Кембридж – от участия в этом проекте отказались. Правда, в Оксфорде нашлись преподаватели, которые думали иначе. Они организовали Templeton College, где преподавали инжиниринг, менеджмент, экономику. В 1970-х этот бизнес-курс стал очень популярным.
Самый серьезный конкурент Оксфорда – Кембридж. Эти университеты давно борются за лучших абитуриентов программ первого высшего образования. В 1990 году Кембридж открыл бизнес-школу Judge Institute of Management. И возможно, именно нежелание ни в чем проигрывать вечному конкуренту стало толчком к созданию Said Business School. Соперничество с Кембриджем в Оксфорде, правда, отрицают.
Так появилась бизнес-школа Said Business School при Оксфордском университете. Британцы считают Оксфорд одним из наиболее желанных мест для постоянного проживания: здесь красиво да и воздух гораздо чище. С недавних пор всеми преимуществами проживания в Оксфорде начали пользоваться студенты Said Business School, созданной в одном из старейших университетов Англии.
Официально бизнес-школа при Оксфордском университете была открыта в 1998 году. Но практически сразу же появилась в рейтингах Financial Times и Business Week и заняла в них довольно высокие позиции.
С 1999 года ее возглавлял Энтони Хопвуд, который сумел сделать образование в этой школы невероятно популярным. Ему удалось само бизнес-образование поставить на совершенно новый уровень, с которого стремительно началось распространение бизнес-образования по всему миру.
В этом году Said Business School заняла пятое место среди европейских программ MBA и 25-е место среди ста лучших бизнес-школ мира. Столь высокие позиции довольно молодой школы объясняются просто – за ее спиной стоит один из самых мощных брэндов в мировом образовании. Связь бизнес-школы Said Business School с материнским брэндом (Оксфордом) настолько тесная, что порой в их отношениях можно запутаться. «Мы часть университета, и больше, чем любая другая бизнес-школа в мире, интегрированы в высшее учебное заведение», – любят подчеркивать в Said Business School.
На начальном этапе столь тесные отношения с материнским вузом были, безусловно, очень полезными. И в первую очередь в вопросах финансирования. Так, в 2001 году Said закончила строительство своего ультрасовременного учебного корпуса, причем проект, по разным оценкам, стоил 21–45 млн фунтов стерлингов. За красоту и практичность здания Said Business School авторы проекта удостоились награды британской Королевской комиссии изящных искусств. Большую часть этой суммы пожертвовал бизнесмен сирийского происхождения Вафик Саид, чье имя школа носит сегодня. Занялся бы мистер Саид такой благотворительностью, если бы молодой проект не был частью University of Oxford, – большой вопрос.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru