В течение 35 лет (до 2011 года) автор данной монографии занимался исключительно современными этническими процессами у коренных народов Средней Сибири – хакасов и чулымцев, тофаларов и эвенков, кетов и энцев, долган и нганасан…. Полученный обширный материал позволил сравнивать ситуацию у разных народов, выявлять факторы, влияющие на ход этих процессов. Общим было то, что малочисленные народы жили в окружении более многочисленного пришлого населения, в основном русского. Заманчиво было применить полученный опыт исследований для малочисленных народов других регионов, в том числе за рубежом. С 2011 г. началась серия зарубежных экспедиций.
В мире множество малочисленных этносов, которые живут в окружении более многочисленных народов, но были выбраны те страны, в которых распространен знакомый автору английский язык, в основном бывшие английские или американские колонии. На о. Пасхи и в Маньчжурии пришлось воспользоваться услугами переводчиков.
Календарь экспедиций: 2011 г. – Филиппины (аборигены аэта); 2012 г. – Шри-Ланка (аборигены ведды); 2013 г. – о. Пасхи (аборигены рапануйцы), 2014 г. – Китай (фуюйские кыргызы), 2015 г. – о. Сент-Винсент (индейцы – гарифуна), 2016 г. – о. Гуам (аборигены чаморро).
Давнее и сравнительно недавнее (XYII–XX вв.) прошлое этих народов достаточно полно описано в научной литературе. Что касается интересующих нас сторон жизни этих народов за последние 20–30 лет, здесь пришлось целиком полагаться на собственные исследования, так как литература крайне скудна или вовсе отсутствует. Так как наша цель – современность, мы, не углубляясь в историю, довольствовались только самыми общими сведениями, имеющимися в открытом доступе. Информация об этнической истории аэта есть в трудах Н. Н. Миклухо-Маклая, в статьях К. Ю. Мешкова, Е. Ю. Плотника, о прошлом веддов имеется информация в работах В. И. Кочнева, Л. И. Бонифатьевой, У. Макоша.
Больше информации имеется о фуюйских кыргызах (Н. Гусейнов, С. Г. Скобелев, Ч. Тайсян, А. А. Шамаев, Э. Р. Тенешев, В. Я. Бутанаев). В этих работах есть сведения о происхождении и истории фуюйских кыргызов, их языке, родовом составе, но отсутствуют такие, как современное расселение, демография, динамика численности, межнациональное взаимодействие в сфере брака.
О коренных жителях островов Карибского моря – индейцах-карибах, сохранившихся на некоторых островах, в частности на о. Сент-Винсент, имеется информация в работах Э. Г. Александренкова, Г. В. Грибанова, А. Д. Дридзо, Б. Коссека, М. Г. Смита.
Основные этапы этнической истории коренных жителей о. Пасхи с середины XIX в. до середины XX в. удалось обнаружить в трудах и статьях Ф. П. Кренделева, А. М. Кондратова, П. И. Пучкова, Ф. Мазьера, а также в известной книге Тура Хейердала «Аку-аку».
В трудах Б. Б. Рубцова и П. И. Пучкова П. И. есть сведения об основных этапах этнической истории народа чаморро о. Гуам.
Большое значение для этнических процессов имеют демографические показатели, сведения о численности и национальном составе территорий исследуемых народов. Здесь помогли данные последних переписей населения, интернета, архивов учреждений местных администраций разных стран. По некоторым народам эти сведения были достаточно подробными, даже в разрезе каждого населенного пункта (например, на о. Гуам). Если сведения переписей были слишком общими, автор пользовался другими источниками: по фуюйским кыргызам были переработаны списки местных администраций, аналог наших похозяйственных книг, информацию о национальном составе поселений аэта, веддов и гарифуна дали наши эксперты, на Филиппинах и о. Шри-Ланка – вожди общин, на о. Сент-Винсент оценку сделали местные специалисты, в основном учителя, на о. Пасхи использовались материалы посемейного исследования, которое прошло на острове незадолго до нашего приезда.
1. Аэта – аборигены Филиппин
В 2011 г. состоялась этнографическая поездка к аборигенам Филиппин, известных в научной литературе под именем аэта [2, с. 28-34]. Этот малочисленный народ от основного населения Филиппин, относящегося к южноазиатской расе (второе название этого антропологического типа – южные монголоиды), отличался маленьким ростом и черным цветом кожи, за что испанцы прозвали его негритос – маленькие негры [3, с. 178]. В отечественной литературе для обозначения этого антропологического типа принят термин «негритос», он является разновидностью австралоидной расы. Если окружающее население занималось в основном земледелием и животноводством, то аэта охотой и собирательством [1, с. 62; 3, с. 178]. К XIX в. аэта сохранились в джунглях четырех островов – Лусон, Минданао, Панай и Негрос [3, с. 177]. Их общая численность достигала 50 тыс. чел. – это очень небольшая доля в общем населении Филиппин. Для XXI в. называют еще более скромные цифры – 20–30 тыс., причём отмечается, что численность их постоянно сокращается.
Сведения об аэта, имеющиеся в этнографической литературе на русском языке, относятся в основном к XIX в. и описывают их занятия, особенности традиционной культуры 100–200 лет назад. Что касается XX в., то встречаются только краткие упоминания, что аэта стали постепенно отходить от традиционных занятий и переходить к оседлости, осваивать нетрадиционные занятия [1, с. 62; 3, с. 180, 181; 5, с. 283]. Сведений о современной ситуации у аэта найти не удалось.
Целью нашей этнографической поездки было выяснить, в каком состоянии находится традиционная культура аэта в настоящее время, как изменился их образ жизни, в каком направлении идут современные этнические процессы. Объектом исследования были выбраны аэта, живущие на о. Панай – одном из четырех островов, где они еще сохранились.
Основные методы – сбор статистического материала, наблюдения, беседы с информаторами. Экспертами в основном были вожди местных общин.
Выяснилось, что аэта давно уже не бродячие охотники и собиратели, они проживают общинами в особых поселках, находящихся по соседству с филиппинскими селами, так что искать их в джунглях не пришлось. По их словам, они вышли из джунглей к цивилизации давно – «еще при испанцах», т. е. в XIX в.. Однако характер расселения позволяет им сохраняться – они не перемешались с филиппинцами, имеют особые поселки (или отдельные части поселков), лишь небольшое их количество живет среди филиппинцев. В то же время некоторое количество филиппинцев обитает среди аэта, составляя в их общинах от 5 до 50 %, но чаще всего – 5–15 %, т. е. меньшинство.
Всего на о. Панай удалось собрать сведения о 21 общине аэта и на соседнем небольшом о. Гимарас еще о 4 общинах, почти во всех нам удалось побывать. По каждому поселку удалось собрать сведения о численности аэта и живущих среди них филиппинцах (на о. Панай филиппинцы представлены народом висайя, говорящим здесь на нескольких диалектах), о количестве национально-смешанных браков.