Вы хотя бы раз бывали на курортах Турции, Египта или Вьетнама? Давайте представим себе приятную картинку. На Камчатку прилетают сотни тысяч туристов в год. По комфортным рукавам они попадают в цивилизованный аэропорт. Современные автобусы везут их по ровным дорогам через благоустроенный город. Перед гостями Камчатки гостеприимно распахивают двери новые гостиницы. Молодые гиды с безупречным акцентом радушно приветствуют туристов. Улыбающиеся иностранцы стоят в очереди, чтобы обменять доллары, евро и йены на рубли. Магазины не успевают подвозить камчатское пиво, йогурт и сосиски. Туризм обеспечивает полуострову занятость, высокие заработные платы, солидное пополнение бюджета. Люди на материке мечтают устроиться на работу в благодатном краю.
Представили? Возможно ли это? Чем Камчатка хуже многочисленных точек на карте мира, которые раньше были заштатными рыбацкими деревушками с бедными аборигенами? Да, у них есть огромный ресурс – тёплое море. Но у нас тоже много чего есть, чего нет больше нигде в мире: лосось, вулканы, горячие источники, медведи, чистейшая вода, ледники, цветы, сплавы по рекам, морские прогулки с китами и сивучами, да много чего. Однако такого у нас почему-то не происходит. Почему?
Федеральные власти не первый год ломают голову, как остановить сумасшедший отток населения с Камчатки. Наш бюджет – второй или третий по дотациям в стране. Денег вливают – море. Но кого здесь интересует развитие Камчатки? Да никого! Основная движущая цель – как в советские годы, так и сейчас – срубить бабла и свалить на материк. Правильно! Жить здесь тяжело – цены заоблачные (выше только на Чукотке), климат неважный, землетрясения постоянно, удобств катастрофически мало, электричество отключают, дороги зимой от снега не чистят. Этот список можно продолжать.
Несмотря на это, футуристическая картина а-ля «Нью-Васюки» вполне возможна, но только тогда, когда власть вместе с жителями действительно хочет наладить постоянный поток валюты в обмен на возобновляемый (в отличие от нефти) ресурс – красоты камчатской природы. Что же происходит у нас?
Власть вроде бы говорит, что мечтает развивать туризм. Но, судя по всему, хочет она его развивать сама, отдельно от населения. Прежде всего, власть не может разобраться, что такое туризм? На самом деле, что это? Экономика? Спорт? А может быть культура? Хотя, всем кажется, что туризм – это просто. Приехал турист, продал ему путёвку, свозил на оленьей упряжке к океану, забрал у него деньги. Всё!
Но наша власть, судя по всему, больше всего любит себя. Если надо развивать туризм, не вопрос! Сначала слетаем в Москву на повышение квалификации, чтобы лучше понять, как его развивать, этот туризм. Потом нужно освоить деньги. Кто не знает, перевожу на русский язык. Допустим, из Москвы выделяют 100 миллионов рублей на развитие туризма. Ищем «надёжных людей». Ключевое слово – надёжные. А что с деньгами? Об этом чуть позже. И вот тут мы подходим к разгадке экзотичных кадровых назначений нашего правительства.
Во власти есть люди на разных важных должностях, которые осуществляют так называемую «дымовую завесу». Они говорят населению правильные слова, объясняют всё доступным языком, уверенно декларируют необходимые цели. Всё хорошо. Только денег у них нет. Точнее, не дают. Поэтому результат их бурной деятельности всегда стремится к нулю. А вот реальная власть концентрируется в руках других чиновников – «надёжных людей».
На главную в туризме должность ставят пресс-секретаря губернатора. Неожиданно? Если честно, нет. Такие кадровые кульбиты закономерно вытекают из логики власти. Чем в принципе занимается агентство, где сидят пять девочек и денег дают на три выставки и два семинара в год? Или новомодные «институты развития»? Ничем! Семинары, фестивали, симпозиумы, конкурсы, форумы, сессии, съезды, выставки. Потом туман рассеивается, и в воздухе летают обрывки вчерашних афиш. Куда уехал цирк?
Например, практически все предыдущие руководители, если вы не знали, ездили за границу. Вы думаете, они как рабы на галерах принимали участие в продвижении края? Они ходили по магазинам. Шоппинг. Ну, или делали осмотр зарубежных достопримечательностей. Надо успеть, пока не сняли с должности. И так каждый вновь назначенный чиновник. Мы сами покатаемся по выставкам. А что инвестиции не привлекли? Не получилось. Законодательство меняли-меняли, да не выменяли.
Они же вам прямо так и заявляют, не стесняясь – пресс-секретарша неважно разбирается в туризме. Зато у неё личико смазливое. С представительскими функциями справится. Это когда надо никому ненужные грамоты вручать. Фишка в том, чтобы рейтинг губернатора в интернете поднимался. Для этого нужно лишь регулярно публиковать опусы из серии «весело колосится кукуруза на наших северах». Москва далеко, не каждый проверяющий доедет, а так – прочитает в сети и останется доволен. Из креатива можно ожидать разве что организацию всемирного праздника «Мисс корюшка». Зря смеётесь. Такие прецеденты уже были с «Мисс черемшой», предложенной ещё одной «гениальной» секретаршей.
Власть рассуждает так – народу надо зрелищ. Поэтому и выдумывают весёлые праздники. Так и ездят сами на презентации то в столицу, то на русский остров, пуская летом бумажный снег и вылавливая бутафорскую корюшку. По сути, власть озабочена не тем, как заработать, а как перераспределить деньги, получаемые из Москвы.
Теперь в продолжение темы про 100 миллионов. Самое смешное, что для развития туризма создано госпредприятие. Ещё один заведомо убыточный МУП, на руководство которым – внимание! – поставлен «надёжный человек». Прислали из Москвы 100 миллионов, выдали из них товарищу 50 миллионов, как хочешь, так и крутись. Будут убытки – покроем из бюджета, ты же МУП.
Так и получается – туризм живет отдельно. Чиновники развивают свой государственный туризм отдельно. Народ держится там отдельно. Результат, как говорится, налицо. Власть как бы существует в параллельной реальности. Вот что только будет с этими «гениальными» управленцами, если губернатора снимут?
Сегодня нам становится всё более очевидной необходимость эффективного использования ресурса уникальной природы Камчатки. Давайте поразмышляем, как развить туризм на Камчатке. Что подсказывает зарубежный опыт? С одной стороны, неизбежны значительные вложения государства в точки притяжения туристов: аэропорты, дороги, транспорт, гостиницы, туалеты, электрические сети, водопровод, канализацию, очистные. С другой стороны, в странах, принимающих миллионы иностранных туристов в год, основную нагрузку по оказанию услуг и продаже товаров приезжим (пользуясь, разумеется, уже построенной государством инфраструктурой) несут малые предприниматели. Чаще всего, это семейный бизнес – начиная от сувенирных лавок и ресторанов, заканчивая гостиницами. Большая часть населения в туристических зонах, так или иначе, вовлечена в индустрию гостеприимства, причём с младых ногтей. Тысячи малых предпринимателей, приобретя за небольшую плату патент, работают таксистами, официантами или продавцами. Взяв кредит в банке под необременительный процент, они успешно начинают собственный бизнес. В итоге все в выигрыше: предприниматели кормят семьи, власти стабильно получают налоги, не беспокоясь о безработице, туристы получают качественные услуги по конкурентным ценам.