Аркадий Снитковский - Евангелие от Дарвина. Эволюция доверия

Евангелие от Дарвина. Эволюция доверия
Название: Евангелие от Дарвина. Эволюция доверия
Автор:
Жанры: История экономических учений | История экономики | История политических учений
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Евангелие от Дарвина. Эволюция доверия"

Как человеку, воспитанному в СССР и принявшему идеи свободы за чистую монету, мне всё отчетливее ощущался в ней вкус фальши. Особенно не задумываясь, я продолжал жить, пока не прочел замечательные книги Ю. Н. Харари.

Его идеи сквозили такими большими дырами, что в них хотелось заглянуть поглубже, а включившись в ироничную полемику с ним, остановится трудно. Любопытство толкало уже не к тому, чтобы следить, как рассыпаются карточные домики, сколько продираясь сквозь хитросплетения слов, обнаружить, что из их кружев соткан мир, подобный матрице – мир иллюзии, погружающий нас в капсулы с тем, чтобы, натянув на глаза свою реальность, использовать, как батарейки.

Если не страшно взглянуть на реальный мир, отправляйтесь со мной в путешествие, которое возможно приведет к выходу из кроличьей норы.

Не предлагаю истину в последней инстанции, а лишь полагаясь на логику и здравый смысл, приглашаю пройти сквозь все преграды и что-то приняв, а что-то отвергнув, возможно открыть для себя мир заново.

Бесплатно читать онлайн Евангелие от Дарвина. Эволюция доверия


I. Свобода или деньги?

>1. Конец истории

В конце ХХ века Фрэнсис Фукуяма>1 пообещал, что повсеместная победа либеральной демократии приведет историю к концу. К счастью для нас, им не имелась ввиду нечто похожее на глобальное вымирание от ядерной зимы или зомби-апокалипсис. Конец истории по Фукуяме – это «конечная точка социокультурной эволюции человечества, формирование окончательной формы правительства» и как следствие конец событийной истории. И это вроде бы совсем не так плохо, поскольку под событиями истории подразумеваются войны и революции.

Тогда – в 1992 году, практически на следующий день после распада СССР, сомневаться в окончательной победе либерализма было как-то не к лицу. Социалистический лагерь пал к ногам Запада без единого выстрела. Как было не убедить себя в всепоглощающей правоте либеральных идей, одним фактом своего существования способных повергнуть могучего Голиафа в коммунистических доспехах?

«Человечество приближается к концу тысячелетия, и кризисы-близнецы авторитаризма и социалистического централизованного планирования оставили на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий только одного участника: либеральную демократию, учение о личной свободе и суверенитете народа»>2.

По истечении тридцати лет картина стала уже не так лучезарна. Военные конфликты отчего-то не прекратились, глобальные экономические кризисы-близнецы плавно перетекают один в другой, а на ринге мирового противостояния идеологий вновь стало тесно. Экономический успех, а как-то так случилось, что размер ВВП и рост национальной экономики стали главными мерилами всего, в том числе и состоятельности идеологии, благоволит уже не США, а гибкому во всех отношениях Китаю.

Обратите внимания, что Фукуяма не приводит среди причин поражения социалистической идеологии участие каких-либо конкурирующих сил. С его точки зрения в крушении СССР виноваты лишь внутренние причины, в особенности недостатки социалистической плановой экономики.

И здесь с ним трудно согласиться: хоть успехи капиталистического хозяйствования напрямую и не привели к фатальным последствиям для социализма, тем не менее капитализм, как вполне успешная экономическая модель, нацеленная на потребителя, создавала серьезное психологическое давление на советских граждан заметным отличием качества жизни на Западе.

И хотя в прошлом успехи первой страны социализма серьезно превосходили своих капиталистических оппонентов (чего стоит только период индустриализации на фоне мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США), тем не менее, на более длительной дистанции пролетарский энтузиазм уступил первенство свободной конкуренции.

С другой стороны, заметьте, как всё далеко зашло. Фукуяма говорит об идеологии, а в уме сводит дебет с кредитом. Это, конечно, не фига в кармане, но это определенно подход. Эффективность идеологии – это теперь не какое-то умозрительное благо от той или иной идейной установки, а вполне конкретное преимущество, которое, как оказывалось, можно посчитать в твердой валюте.

Вместе с тем, вывод о том, что только капитализм открывает двери к процветанию, при кажущейся убедительности, не так бесспорен. Чего только стоят регулярные экономические кризисы, каждый из которых грозит стать последним?

Да, правительства и центральные банки ЕС и США отработали финансовые механизмы, смягчающие падения национальных экономик. Тем не менее всегда остается шанс упасть в очередной раз не так удачно, как в предыдущий и сломать шейку бедра престарелой рыночной концепции.

Двухходовка из накачки финансового рынка ликвидностью с последующей её откачкой не безупречна. В определенных неординарных условиях брандспойта из бумажек с водяными знаками может попросту не хватить на то, чтобы затушить очередной финансовый пожар.

Когда действия финансовых властей начинают всё более походить на работу реанимационной бригады по спасению доведенного до последней стадии наркомана, то в чудодейственную силу искусственного дыхания уже верится с трудом.

И что тогда? Кто-нибудь знает? Взрыв финансовых пузырей? Может быть гиперинфляция? Или стагфляция? И что тогда произойдет в обществе, основная панацея для которого рост потребления? Что будет с таким обществом в условиях длительного падения экономики?

С другой стороны, до тех пор, пока не случилось непоправимое, уязвимость капитализма можно считать чисто гипотетической. В любом случае, установка на алчность работает в человеческой обществе намного эффективнее, чем трудовой энтузиазм и бескорыстный коллективный труд на общее благо. По крайней мере, в этом легко себя убедить, чтобы хоть как-то объяснить внезапное крушение СССР.

Значит ли это, что Фукуяма прав, и стоит надеяться на предлагаемый конец истории? Напомню, что основными движущими силами истории, по его мнению, являются стремление к свободе и жажда признания. Как ни странно, в его утверждении таится явный парадокс.

Смотрите сами. Если стремление к свободе и признанию являются основными движущими силами истории с одной стороны, а с другой основой либеральной идеологии и демократической формы правления, то каким образом их окончательная победа может привести историю к концу? То есть, может ли одна и та же сила быть разрушительной, а затем внезапно стать консолидирующей и умиротворяющей?

Это, как если бы в движущемся на всех порах поезде сила ускорения, нарушая все законы физики вдруг превратилась в силу торможения, и машинист в переговорное устройство радостно сообщил бы пассажирам, что тормозов больше нет и поэтому поезд скоро остановиться.

Как не крути, но стремление к свободе и признанию, по мнению Фукуямы, а с ним и всего прогрессивного человечества, были движущими силами истории на протяжении тысячелетий, то есть являлись разрушительными силами всех предыдущих формаций.

Люди брались за оружие, когда их свободы были чрезмерно попраны, а сами они и их вклад в общее феодальное или капиталистическое хозяйство не получали должного признания. Аристократические правления не могли удовлетворить стремления к признанию каждого, что раз за разом приводило к возобновлению борьбы, которая, наконец, привела к государственному устройству, основанному на всеобщем признании прав граждан. То есть – демократии!

И что, силы из поколения в поколение толкавшие людей на кровопролитие стали вдруг созидательными? Создались такие условия, при которых стремление к свободе и чувство собственного достоинства будут удовлетворены полностью и окончательно на веки вечные?

Лично я готов в это поверить, но часто ли в истории меч становился орудием созидания, а автомат с гранатой – строительными инструментами? Да, извлеченный из гранаты тротил может использоваться для прокладки тоннелей, но так ли всё обстоит с основными движущими силами истории?


С этой книгой читают
В монографии рассматриваются общетеоретические проблемы политической экономии и экономики. В соответствии с концептуальным замыслом она состоит из двух разделов. В первом раскрывается природа политической экономии как науки. Во втором разделе анализируются теоретические основы экономики как сферы общественной жизни. В этой связи внимание акцентируется на дискуссионных аспектах рассматриваемых вопросов, дается целостное представление о главных тен
В ставшей классической книге одного из соавторов маржиналистской революции в экономической науке У. Ст. Джевонса (1835–1882) в популярной форме описывается роль денег в экономической системе. Написанная в 1875 г. в период формирования международного денежного стандарта, книга рассматривает вопросы золотого, серебряного и бумажно-денежного стандартов. Особый интерес представляет подробное обсуждение закона Грэшема (гл. VII), конкурирующих денежных
Книга «Становление и развитие экономической теории» представляет собой обзор мейнстрима экономической теории, лучший из имеющихся на русском языке. Неотъемлемая часть образования людей, живущих в условиях венчурного капитализма. Подходит для внеклассного чтения учеников старшего школьного возраста.
Экономика представляет собой социальную науку, которая отвечает за распределение ограниченных ресурсов для качественного улучшения общественного благосостояния. В экономике имеются две основные области: микроэкономика, отвечающая за изучение движения отдельных или местных ресурсов, и макроэкономика, отвечающая за анализ глобальной динамики управления ресурсами и экономических агрегатов.
Это книга рассказов из психиатрической практики. Настоящих, без купюр и врачебного канцелярита. Можете не волноваться о сохранности врачебной тайны: в приведенных ниже историях изменены имена и ряд деталей, поэтому они никого не выдадут. Зато приоткроют завесу тайны, которой укрыта наша профессия. Вот увидите: к концу повествования психиатрия станет вам ближе и роднее.
Более 1000 аффирмаций на главные сферы жизни и развития. Поиск работы и любви. Взаимоотношения с родителями. Карьерный рост, творчество, спорт, питание, здоровье, поиск клиентов и подписчиков. Преодоление страхов, уверенность и любовь к себе, и многое другое. Все это в одной книге с возможностью выбирать. Сила позитивных фраз известна многим, а результат – ах, невероятный!Их используют успешные люди для роста и уверенности, бизнесмены, блогеры, п
Вы знакомитесь, дружите, состоите в отношениях или просто соприкасаетесь рукавами с нарциссами, абьюзерами, невротиками, пограничниками, манипуляторами и психопатическими личностями.На первый взгляд, и даже на тысячу последующих, они выглядят милыми, впечатляющими, надежными, сексуальными, не такими, как все. Почему же потом мы ныряем в огненную лаву, которая казалась нам прозрачной водой?Наш мир не такой, как был прежде. Люди носят маски, которы
Возможно ли влюбиться в виртуальном мире?Эмма за неделю до Нового года установила новую игру для своего шлема полного погружения. Многопользовательская игра «Новоград» могла исполнять любые желания и не только онлайн…