Этери Чаландзия, Адольф Шаевич - Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России

Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России
Название: Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России
Авторы:
Жанры: Религиоведение / история религий | Культурология | Иудаизм
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2011
О чем книга "Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России"

Увлекательное и доступное изложение основ иудаизма и еврейских традиций. Иудаизм – одна из древнейших монотеистических религий, существующих в мире. Это вероисповедание повлияло на философию, культуру, политику, экономику и искусство многих стран и народов, включая Россию. Авторам – главному раввину России Адольфу Шаевичу и известному журналисту Этери Чаландзия – удалось уйти от сухого изложения теологических постулатов и сделать книгу интересной как для иудаиста, так и для любого образованного человека. Книга полна историй из жизни и анекдотов, которые иллюстрируют многие популярные антисемитские мифы о евреях вообще и верующих евреях в частности.

Бесплатно читать онлайн Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России


Редактор Вадим Муратханов

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор О. Галкин

Компьютерная верстка Е. Сенцова, Ю. Юсупова

Фотографы Е. Стецко, А. Трясков

Дизайнер обложки И. Южанина


© Шаевич А.С., 2011

© Чаландзия Э.О., 2011

© ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012


Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие

За последние два десятилетия в России произошло много событий, приведших к тому, что, казалось бы, устоявшиеся и незыблемые понятия, традиции, уклад жизни вдруг для многих – особенно для людей старшего и среднего возраста – оказались на самом деле не жизненной опорой, а чем-то неустойчивым и временным, заставляющим человека искать новые идеи, понятия, вспоминать традиции отцов и дедов, которые помогали им выжить в различных катаклизмах. Одна из этих тенденций – возврат к вере.

За несколько поколений, выросших и сформировавшихся после революции, вера в основном оказалась утрачена.

Убежден, что книга, которую вы держите в руках, поможет вам прояснить многие вопросы и отыскать дорогу к Храму. Не сомневаюсь, что эта книга найдет своего читателя – независимо от его религиозной или национальной принадлежности.


Адольф Шаевич, главный раввин России

К читателю

Работа над этой книгой стала незабываемым опытом. Общаясь с главным раввином России и председателем Совета Московской еврейской религиозной общины Адольфом Соломоновичем Шаевичем, я познакомилась с миром, который раньше находился для меня словно в другом измерении.

Конечно, ни подобная книга, ни какая-то другая сами по себе вряд ли смогут дать полное и исчерпывающее представление об иудаизме. В нашем случае мы попытались привлечь внимание читателей к религиозному мировоззрению верующих евреев. К их привычкам, традициям, особенностям жизненного уклада и сознания.

Пафос этого сочинения в том, что любые предрассудки в современном обществе неоправданны и порочны. Что попытки придать одиозный смысл другим вероисповеданиям и национальностям сегодня унижают в первую очередь тех, кто предпринимает эти попытки. Национальная полифония достигла впечатляющих масштабов, и, если у человека, с которым вы живете бок о бок, есть свои убеждения и своя вера, которая по каким-то причинам вам чужда и непонятна, это еще не значит, что он подозрителен и опасен. Вместо того, чтобы по инерции пугаться и нападать, возможно, со своим соседом и его внутренней культурой надо для начала познакомиться. Как минимум, это может оказаться интересно.

Приятного и развивающего чтения!


Этери Чаландзия, журналист, писатель

Часть I

Евреи

Ш е й л о к. …Да разве у еврея нет глаз? Разве у еврея нет рук, органов, членов, чувств, привязанностей, страстей? Разве он не ест ту же пищу, что и христианин? Разве он ранит себя не тем же оружием и подвержен не тем же болезням? Лечится не теми же средствами? Согревается и мерзнет не тем же летом и не тою же зимой? Когда вы нас колете, разве из нас не идет кровь? [1]

В. Шекспир. Венецианский купец

Количество

По разным причинам сложно подсчитать, сколько евреев проживает в России в настоящее время. Называются разные цифры. Последняя перепись населения показала, что у нас около трехсот тысяч евреев. Но эта перепись проводилась по телефону, и каждый мог записаться, кем хотел. Документов и доказательств никаких не требовалось, и никто не разбирался, по папе он еврей или по маме, сказал: «Еврей», так и записали. А многие по инерции прошлых лет до сих пор не склонны распространяться о своем еврействе.

По оценкам официальной еврейской организации «Сохнут» и благотворительной организации «Джойнт», в России сегодня проживает порядка восьмисот тысяч галахических евреев и около миллиона полукровок. Поскольку эти организации занимаются вопросами благотворительности и репатриации, у них ведется довольно основательный учет, и этим сведениям можно доверять.

На сегодняшний день в целом в мире живет почти 14 миллионов евреев. Большая часть еврейского населения сосредоточена в Израиле, около 6 миллионов. Примерно столько же в Америке. Около полутора миллионов евреев проживают на территории Франции, Канады, России, Великобритании. Довольно много евреев в Аргентине, около двухсот тысяч.

Происхождение

Исторически евреи – это народ, восходящий, согласно Библии, к 12 потомкам сыновей праотца Иакова. Отсюда пошло понятие 12 Израилевых колен. В Пятикнижии указаны имена прародительниц, которыми стали две жены Иакова – Лия и Рахиль, а также их служанки Билха и Зилпа. Реувен, Шимон, Леви, Иехуда, Иссахар и Звулун – сыновья Лии, Иосиф и Биньямин – сыновья Рахили, Дан и Нафтали – сыновья Билхи, и Гад и Ашер – сыновья Зилпы, – все они стали родоначальниками 12 колен. Кроме того, упоминается о двух сыновьях Иосифа – Менаше и Эфраиме, которых Иаков, их дед, сделал родоначальниками двух колен, вместо их отца, своего сына Иосифа, образовав таким образом 13-е колено. Но счет все равно идет на 12, поскольку потомки из колена Леви – левиты – являлись священнослужителями и находились на особенном положении. В их обязанности входило контролировать все религиозные и жреческие обряды, петь псалмы, обучать людей Торе. Левиты, как недееспособные на войне мужчины, а также как единственное племя, лишенное своего земельного надела, учитывалось в списке 13 колен с оговоркой. Так что формально речь идет все-таки о 12 израильских коленах.

Сегодня многие евреи крайне озабочены тем, чтобы восстановить исторические свидетельства об истоках происхождения еврейского народа. Лично я сомневаюсь в том, насколько это реально. Практически никаких документальных подтверждений не сохранилось. Допустим, можно с большой натяжкой говорить о происхождении людей по фамилии Коган или Левин. О левитах мы уже упоминали, а Коганы – коэны – являлись священниками израильтян. Именно из числа коэнов выбирался Первосвященник, которому раз в год на празднование Йом-Кипура позволялось входить в Святая святых – помещение Храма, где хранился Ковчег Завета. Правила, которым подчинялась жизнь коэна, были довольно строгими: например, им запрещалось брать в жены разведенную женщину или женщину, принявшую гиюр, т. е. ставшую еврейкой. Также коэнам не разрешалось не только прикасаться к мертвому телу, но даже находиться под одной крышей с покойником. После того как Храма не стало, многие подобные традиции постепенно перестали существовать, но до сих пор, когда в синагоге читается Тора, в первую очередь к чтению приглашаются потомки рода первосвященников, люди, чьи фамилии являются производными от фамилии Коган – Коганевичи, Коганим, Когановичи. Следом идут Левиты – служители Храма – Левины, Львовы, Левинсоны, Лифшицы. И только потом к чтению вызывается простой еврей, который не знает своего происхождения. И если про Коганов и Левитов еще можно с некоторой долей уверенности сказать, что, возможно, когда-то их предки принадлежали к поколению первосвященников и священнослужителей, то как на этом фоне установить, к какому колену принадлежит, например, род Шаевичей? Никак. А бывает, приходят люди в синагогу, евреи по фамилии Зайчик или Котик, и говорят, что на самом-то деле фамилия была Левин и они из рода Левитов. Оно, может, так и было, вот только проверить это, к сожалению, нет никакой возможности.


С этой книгой читают
Книга продолжает серию, начатую журналистом и писателем Этери Чаландзия в проектах «Чего хочет женщина» и «Каблуки в кармане». Характерная покоряющая интонация автора делает необидной бескомпромиссную меткость наблюдений, позволяет касаться самых щекотливых тем и с улыбкой говорить о невеселых вещах: изменах, расставаниях, кризисах среднего возраста, непростых отношениях в семье. Термин «стадия зеркала» принадлежит Жаку Лакану, французскому филос
В романе известной журналистки Этери Чаландзии близкие когда-то люди – отец, старый художник, дочь, ее муж – живут, рассеянные по городу, давно утратив связь друг с другом. Их вязкая реальность едва пропускает свет настоящей жизни, но вдруг случается непоправимое – происходит серия убийств, и все указывает на то, что мотив – ревность…Москва в романе предстает местом таинственным, мистическим, диктующим героям свои правила игры. Или это они наделя
Все счастливые сказки о любви заканчиваются словами: «И жили они долго и счастливо». Примерно с этого момента начинается действие нового романа известного журналиста и прозаика Этери Чаландзия. Любовь оказывается испытанием, преодолеть которое под силу немногим. В драматическом развитии сюжета и чередовании напряженных внутренних монологов от лица мужчины и женщины – щемящее чувство непростительной потери, предчувствие неотвратимой трагедии. «Не
Человеческая душа, как любое создание Божие, прекрасна. Наделенная от Бога властью управлять телом, она имеет разнообразные свойства и способности, которые отличают человека от животных и делают его самым удивительным созданием Божиим. К сожалению, душа, как и тело, может болеть. Болезни, которые поражают душу, называются страстями. О том, как устроена душа, чем она болеет и как исцеляется, рассказывается в этой книге.
Представленная вниманию православных читателей книга содержит жизнеописание святого праведного Алексия, историю его канонизации, рассказ о созданной им духовной общине, духовное наследие святого – отрывки из его проповедей, а также очерк о храме святителя Николая в Кленниках. В книге даны три приложения: первое – воспоминания очевидцев о святом праведном Алексии, второе – слова о нем современных священнослужителей и церковных деятелей и третье –
Настоящий агиографический сборник содержит жизнеописание преподобного отца нашего Серафима Вырицкого, воспоминания о нем, свидетельства о чудесах, произошедших по его молитвам, документы о прославлении его в лике святых. Также в книге помещен рассказ о месте его подвигов – поселке Вырица, и несколько приложений.Книга предназначена для широкого круга православных читателей.
В этом библейском исследовании используется историко-критический метод, включающий текстуальную и литературную критику, библейскую археологию, а также данные изучения религии, истории и древних небиблейских законов.
«– Восемьдесят восемь!– Восемьдесят восемь, брат.Вальтер, в обычной жизни: Илья, вскинул сжатый кулак от сердца и вправо. Я ответил тем же. И почувствовал укол совести, увидев в глазах мальчишки неприкрытое обожание. Холдо! Почти как Хэндо, герой культового «Romper Stomper». Самый старший, самый крутой, самый-самый. Настоящий лидер, харизматическая личность…»
Гул стих, я вышел на подмостки… Может ли гладиатор быть актером?Рассказ из авторского сборника «Сержанту никто не звонит», 2006 г.
Занимательные стихотворения про лошадок, которых мы очень любим и хотим встретить в будущем. Как много интересного можно узнать. Фокус группа в вопросе о лошадях
После Третьей мировой войны мир претерпел изменения: в большинстве стран правят монархи, а неизвестный вирус выкосил 90 % мужского населения, так что отныне мужчины рождаются редко и зачастую с отклонениями.Александр – безвольный 17-летний британский принц, один на шестьдесят принцесс. Он хочет только одного – простой жизни вдали от дворца и опеки жестокой сестры Делинды, принявшей бразды правления после смерти матери. И единственный, кому он дов