В оформлении обложки использованы иллюстрации:
Tartila, Net Vector, Kai INK, Kovalov Anatolii / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM
Во внутреннем оформлении использованы фотографии:
ahau1969, Alex Garaev, Andreas Wolochow, Authentic travel, Barna Tanko, Belikova Oksana, Birol Bali, Chayanit Itthipongmaetee, Chepe Nicoli, Christian Vinces, Claudia Luna Mtz, Daniela Constantinescu, DanielCz, Dmitry Eagle Orlov, Dmitry Vozdvizhenskiy, Exclamation Media LLC, FrentaN, FullframeFactory, Germano Jr, Gianfranco Vivi, Goce la vida, Hector Guedez Moreno, Jose Arcos Aguilar, Kristian Forkel, Leonid Andronov, lialina, LouieLea, Ludovic Farine, marketa1982, Milton Rodriguez, muratart, nikidel, nomadkate, Pav-Pro Photography Ltd, PixieMe, Prachaya Roekdeethaweesab, Rostasedlacek, Simon Mayer, slowmotiongli, Stefano Buttafoco, TLF Images, TurneroundDesigns, videobuzzing, Vladimir Korostyshevskiy, Wirestock Creators, WitR, xeuphoriax, Santiago Castillo Chomel, Stefano Ember, Wirestock Creators / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM
© Афанасьева И. В., текст, 2025
© ИП Москаленко Н. В., оформление, 2025
© Давлетбаева В. В., обложка, 2025
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность.
– Черт меня подери, Джон, ты это видишь? – потрясенно выдохнул Фредерик Казервуд, глядя на видневшуюся за рекой каменную стену. Но Стефенс молчал, не в силах совладать с потоком мыслей, проносившихся в его голове. Осуществилась его мечта, казавшаяся несбыточной. Вернее, так о ней говорили хором все ученые мужи. Но он пошел наперекор голосу разума – и сорвал джекпот. Трудности похода по раскисшему от прошедших ливней бескрайнему тропическому лесу, кровососы-насекомые, дикие звери, неприветливое население, риск попасть в жернова бушующей в стране гражданской войны – все забыто при виде руин неизвестной цивилизации. Он еще не знал, что стоял на пороге великих открытий и после нахождения майяского Копана его ждут развалины Паленке, Каригуа, Ушмаля – всего сорока четырех памятников майя в Мексике и Центральной Америке.
Находки Джона Ллойда Стефенса (Стивенса) и Фредерика Казервуда дали толчок майянистике – науке, изучающей культуру цивилизации майя в доколумбовой Америке. Европейцы и североамериканцы вдруг осознали, что индейцы отнюдь не дикари с палкой-копалкой, а потомки народов, создававших шедевры архитектуры, достойные включения в перечень чудес света.
На исследователей, бросившихся на поиски исчезнувших цивилизаций, смотрели с уцелевших колонн и стен роскошно одетые странные люди, звероподобные маски и таинственные знаки, напоминающие буквы. Понемногу давно ушедшие народы начали открывать ученым свои тайны, рассказывая о повседневной жизни и забытых богах. Одна за другой обнаруживались доселе неизвестные цивилизации – ацтеки, тольтеки, ольмеки, сапотеки и многие другие. На фоне построенных индейцами пирамид поблекли даже усыпальницы египетских фараонов. На Тихоокеанском побережье Южной Америки заявило о себе государство инков, строивших в высокогорье удивительные города.
Сейчас древние руины стали объектами многомиллиардной туристической индустрии, и трудно поверить, что Стефенс, чтобы ему не мешали работать местные жители, выкупил у них Копан… за пятьдесят долларов! Экскурсоводы упоенно рассказывают о делах давно ушедших столетий, но исследование еще не закончено. Каждый год происходят большие и малые открытия, однако океан загадок не иссякает. Откуда взялись на камнях Ики изображения динозавров? Зачем народ наска строил в пустыне «взлетные полосы», видимые только с высоты птичьего полета? Куда внезапно уходили жители процветающих майяских городов, оставляя свое имущество? Почему высокоразвитые ацтеки, майя и тольтеки поклонялись столь кровожадным богам? Был ли реальный прототип у бога Пернатого Змея?
Археологический памятник Паленке,
Мексика
Ученые по крупицам собирают сведения об ушедших цивилизациях, расчищая руины от поглотившей их тропической растительности и от застывшей лавы извергавшихся когда-то вулканов. Изучают редкие письменные источники, уцелевшие от костров испанцев, и прислушиваются к мифам – этим голосам давно ушедших людей. Давайте и мы пройдем по их стопам.
Глава 1
МезоАмерика. Ой, а где это?
Удивительно, какими странными путями развивается человечество. Почему какие-то государства вдруг «выстреливают», создавая удивительные по красоте и величию цивилизации, а их соседи продолжают оставаться в невежестве и дикости? Почему греки создали прекрасную сказку для своих потомков, римляне захватили почти весь мир, а их соседям-испанцам (вроде бы стартовые позиции равные) понадобилось еще несколько столетий, чтобы создать великую империю? Почему майя, тольтеки, ацтеки и инки смогли подняться на высокий уровень развития, а их соседи – нет? Давайте проследим за их судьбами если не с сотворения мира, то хотя бы со времен палеолита…
Итак, ученые уверены, что люди пришли в Америку из Азии по существовавшему тогда на месте Берингова пролива перешейку, соединявшему два континента. Зачем им это понадобилось – неизвестно, но, судя по тому, что никто из них не вернулся, новая родина пращурам понравилась. Здраво прикинув, что чем дальше на юг, тем теплее, они продолжили осваивать новые земли, двигаясь в направлении экватора вдоль тихоокеанского побережья.
Самые упорные добрались до относительно узкого перешейка между двумя американскими континентами и, сочтя его вполне подходящим для жизни, решили там обосноваться. Кто-то побрел дальше, но многих устроили горы и тропические леса Гватемалы или мексиканские плоскогорья, над которыми возвышались величественные горы.
Приход ватаг охотников на новые земли, конечно же, не имел ничего общего с нашествием орды. Было их мало, земли кругом предостаточно, и доисторические первопроходцы разбредались кто куда, создавая со временем собственные языки, понятные им самим да отчасти соседям.
Культурный уровень племен, проживавших на землях обеих Америк в доколумбовую эпоху, был достаточно примитивным, как вдруг произошло чудо – на относительно однородном фоне в тех краях возникло два очага цивилизаций, отличавшихся невероятно высоким уровнем развития. Северный, названный немецким антропологом Паулем Кирхгоффом Мезоамерикой, охватывал значительную часть современной Центральной Америки, южный – Перу и Боливию.