Теперь всё в этом доме дышит покоем и стариной: крашенные деревянные лавки, большие иконы, кровати за ситцевыми шторами. Русская печь, где на лежаке можно спрятаться от всех, и в которой бабушка печёт ароматные пироги. И главная достопримечательность – огромный кованый сундук, где хранятся вещи и сказки, которые я вам сейчас поведаю.
Одна из историй произошла в доме давным-давно, когда сам дом был ещё молод, и любил слушать звонкие детские голоса, наполнявшие его весёлым гулом. Четыре сестры и брат, их родители, кошка Мурка, домовой Филька жили тогда весело и беззаботно. Вставали они очень рано, приветствовали новый день, пили молоко с вареньем, родители уходили на работу, а детям нужно было за домом следить, кошке Мурке мышей ловить, а домовому Фильке дом от злых духов охранять и богатство приваживать. Очень Филька это самое богатство любил, у себя в сундучке монетки хранил, на досуге пересчитывал. Ещё имелся у него шар разноцветно-хрустальный: кто в него посмотрит, свою судьбу и увидит – это был кристалл Судьбы, главное богатство домового. За этим шариком волшебным и охотились злые духи, чтобы помешать добрым людям судьбу узнавать.
За домом находился сад, а дальше через поляну и пригорок начинался густой лес, куда дети ходили собирать землянику и другие ягоды. Вот и сегодня дети отлучились из дома, Мурка мирно спала, свернувшись калачиком, а Фильку что-то беспокоило. Он открыл свой сундучок. Всё было на месте. Филька достал кристалл и долго в него всматривался, потом довольный положил его на место. Домовой захлопнул крышку сундука и уселся на него, как на стул. Проснулась Мурка, потянулась, выгнула спину.
– Муурр, мне приснились караси в сметане. А ты всё богатства свои пересчитываешь? – по-кошачьи спросила она домового.
– Ох, Мурка, ты даже не представляешь, какие у нас дети смелые, и как сильно они любят друг друга и наш дом, – ответил ей Филька.
– Чего это Филька ты опять придумал?
– Да не я это вовсе. Посмотришь. Гости у нас скоро будут.
Когда дети вернулись из леса, они увидели Мурку, которая сидела на лавочке и тёрла лапой свою усатую мордочку. «Кошки умываются к гостям», – заметила одна из сестёр. Остальные не обратили на это внимание, они были заняты перекладыванием ягод на тарелки. Филька спрятался, его не должны были видеть днем. Тем временем, голубое небо стало серым, начали сгущаться тучи, предвещая дождь, поднялся ветер.
Предсказанные Филькой, гости были уже на пороге. Два путника постучали в двери, и попросили укрыть их от дождя. Отдохнув, начали расспрашивать детей, как те живут-поживают, что интересного происходит в их доме. Вроде бы обыкновенные люди, но взгляд, которым они смотрели на детей, был колючий и злой.
– Давайте знакомиться. Вас как зовут, как величают?
Дети незамедлительно представились:
– Лиза, Катенька, Тоня, Маша, Миша.
– А мы слышали, с вами ещё Филька живет.
– Филька – это домовой, – ответил Мишка.
– Никогда не видели домовых, а может он с нами поговорит? Филька, – позвал один из гостей.
Филька недовольно выглянул из-под печи.
– Чего звали? – спросил он.
– Здравствуй тебе и твоему дому, – поклонился гость. – Слыхали, владеешь ты сокровищем. Просьба у нас, хотели бы судьбу свою увидеть, помоги нам, не откажи.
Филька насупился – не каждому разрешал он в шар свой смотреть. Однако гостям не принято было отказывать. Чтобы не показаться невежливым, тем более они очень просили, домовой достал шар. Тут же широкий плащ накрыл Фильку, и неожиданно все исчезли: и гости, и домовой, и его кристалл. Дети стояли и удивлённо смотрели на происходящее. Мурка фыркнула. Дождь сразу же прекратился. Первым пришёл в себя Миша, он зачем-то выглянул в окно, и, повернувшись к сёстрам, сказал:
– Придётся нам отправиться на поиски нашего Фильки. Только боюсь, родителям не понравится, что мы ушли без спроса.
– А я останусь дома, и всё им расскажу, – сказала Лиза, самая старшая сестра.
– Я тоже останусь, – повторила за ней Катенька.
– Ну и оставайтесь, а мы с Мишей пойдём на поиски, – возмутилась Маша.
Мурка громко мяукнула, она тоже хотела отправиться с детьми. Так Миша, Маша и Мурка, пошли искать Фильку. Никто даже не заметил, что Тоня, самая тихая из сестёр, пропала вместе с непрошенными гостями.
Дорога уводила всё дальше от дома. Дети углубились в чащу леса. Начинало темнеть, на небе появились первые звёзды.
– Я устала. Давай отдохнем. Вон и бревно валяется.
Предложив это, Маша подбежала и уселась на дерево, лежавшее на земле. Мурка примостилась у её ног. Миша тоже присел рядом. Вдруг из-под бревна вылезла змея. Она угрожающе зашипела на детей. Но было видно, что её хвост надежно прищемило бревном, и кроме шипения, никакой опасности змея не представляла.
– Жалко её, – сказал Миша. Он пошатал дерево, и змея выдернула свой хвост.
Прежде чем уползти, змея спросила у Мурки, зачем они сюда пришли. Оказалось, звери понимают друг друга. Они разговорились, и выяснилось, что змея охраняет вход в страну злых духов, которые похитили хрустальный шар, а вместе с ним Тоню и Фильку. Мурка мяукнула детям, показывая всем своим видом, чтобы они шли за ней. Дети поняли её и направились в ту сторону, куда звала их кошка, поэтому очень скоро оказались перед большим входом со ступенями, которые уходили вниз под землю. Мурка зашла туда первой, дети снова последовали за ней. Ступеньки уводили их всё ниже и ниже. Вдруг перед ними возникло свечение, пройдя через которое они оказались совершенно в другой местности, странной и непривычной.
Здесь тоже жили люди, но этой страной управляли злые духи. Вокруг были одни камни, изредка покрытые засохшей растительностью. На некоторых камнях сидели люди, они были унылы и печальны. Некоторые вздыхали, некоторые просто сидели, опустив голову. Дети долго шли между камней и смотрели по сторонам, но везде было одно и то же.
– Почему вы так печальны? – обратился Миша к одному пожилому человеку.
– Нет у нас радости, чтобы веселиться. Нет у нас счастья, чтобы радоваться.
– А кто забрал ваше счастье? Куда делась радость?
– Злые духи одурманили наши сердца сомнениями, каждый начал думать, что он хуже другого, что жизнь тяжела, что надо было родиться богаче, красивее, талантливее, чем сосед. Вот радость и пропала, а за ней и счастье тоже.
Подивился Миша таким словам. Взрослые люди, а не могут справиться со своей печалью. Им детям много ли надо, солнце светит уже хорошо, мёдом хлеб намазали – радость, а уж если пошалить удалось, то и вовсе счастье.
– А где живут эти злые духи? – спросила Маша.