Если Вы купили в магазине стол – Вы совершили покупку. На даче сделали стол из подручных материалов – Вы занимались творчеством. Человеку присуще творческое начало, стремление создавать то, чего раньше не было. Это стимулирует полезную деятельность, совокупность которой формирует хозяйство – необходимую для существования человека особую среду.
При этом хозяйство является одновременно и результатом и процессом, обеспечивающим данный результат. Когда такая деятельность опосредуется деньгами, мы говорим об экономике. Таким образом, из мира хозяйства экономику выделяют деньги. Именно они являются её главным, ключевым элементом, её движущей силой и её главной слабостью.
Финансовый менеджмент или управление деньгами позволяет рассматривать происходящие в экономике процессы с наиболее выгодного ракурса. С его помощью легче добраться до сути возникающих проблем и принять правильное управленческое решение.
Как это не парадоксально, но наиболее глубоко понять методологию финансового менеджмента позволяет христианство. «Что есть истина?» вопрошал Понтий Пилат 2000 лет тому назад, и получил ответ, что истина есть Бог. Таким образом, природа человека предполагает неизбежный субъективизм, проявляющий себя, в том числе, и в принятии финансовых решений. Финансовый менеджмент не ищет истину (она уже найдена в Библии), финансовый менеджмент ищет наиболее короткий путь к богатству. Сила финансового менеджмента прежде всего в рациональном совмещении субъективных оценок, выявлении на этой основе стратегических преимуществ и их последующая монетизация.
В 1906 году учёный Фрэнсис Гэлтон посетил выставку животноводства. На выставке проводилась лотерея. Нужно было угадать вес быка, после того как его «забьют и освежуют». Гэлтон выпросил у лотерейщика 750 использованных билетов и обнаружил, что мнение толпы фермеров, журналистов, клерков и мясников оказалось удивительно точным – усредненная оценка участников показала вес быка 1197 фунтов мяса, а после того как быка освежевали, его вес составил 1198 фунтов!
Ценность многообразия субъективных оценок участников лотереи стала очевидной благодаря наличию механизма агрегирования, объединившего личные мнения в коллективное решение. Роль такого механизма исполнил статистик Гэлтон. Не нужно искать самую лучшую книгу по финансовому менеджменту – её просто нет, не нужно искать самого лучшего эксперта – такие существуют только в богатом воображении маркетологов, не нужно искать самую лучшую методику. Самая лучшая методика – монетизированный миф консультанта. Но у меня есть для Вас хорошая новость: существуют полезные книги по финансовому менеджменту, опытные эксперты и эффективные (в своей сфере применения) методики.
1.2 Финансовая диагностика
Задолго до появления компьютеров человечество методом проб и ошибок стихийно создало весьма эффективный способ обработки информации – денежное измерение. Вся деятельность предприятия представляется в виде финансовых отчетов, которые позволяют увидеть наиболее важное в бизнесе. Иными словами, когда руководителя захлестывает информационный поток, когда хронически не хватает времени – единственный способ понять, что происходит с предприятием – это внимательно изучить финансовые отчеты.
Существенно улучшить информационную эффективность финансовых отчетов может использование некоторых свойств, которые присущи деньгам, обозначенных автором как «теория денег».
Итак, что такое деньги? Это универсальная клиринговая система, обеспечивающая учет обязательств контрагентов, распределение ресурсов, и обладающая свойством самоорганизации. Из формулировки следует, что деньги являются прежде всего информацией, выступают в роли своеобразного сертификата оптимального использования ресурсов. Если предприятие использует ресурсы наилучшим образом, деньги «ищут» такое предприятие: расширяется банковское кредитование, появляются инвесторы, бизнес осваивает новые рынки.
Если предприятие использует ресурсы неэффективно – деньги с такого предприятия бегут: банковский кредит дорожает, клиенты задерживают платежи, менеджеры воруют.
Второе следствие данной формулировки – деньги объективизируют наши удачи и ошибки. Подобно «черному ящику» на самолете, который регистрирует режимы полета, деньги выступают бесстрастным свидетелем успешности наших решений.
С точки зрения масштаба и формы использования можно выделить четыре разновидности денег:
национальная валюта (в нашем случае рубли)
мировые валюты и их эквиваленты (в том числе золото)
бухгалтерские деньги (описывающие содержание финансовых отчетов)
ценные бумаги предприятия (векселя, облигации, акции).
Национальная валюта в России – это одна из важнейших экономических конструкций и одна из главных экономических проблем. В царской России экономика зиждилась на здоровом, естественном фундаменте. Царский рубль был вполне уважаемой в мире валютой.
Проблемы начались с экспериментами марксистов. С тех пор рубль основательно лихорадило. Когда саморегулирующуюся систему пытаются гнуть в разные стороны политические авантюристы – результат будет вполне прогнозируемый. В этой грустной истории были короткие просветы: попытка Григория Сокольникова ввести золотой рубль, реинкарнация его идеи в последние годы правления Сталина. Но Сокольников был расстрелян в лагере, а Сталин неожиданно умер, когда все было готово для создания самой устойчивой и надежной мировой валюты. Надо же… Какое совпадение…
В конечном счете всё пришло к закономерному и печальному итогу. В годы заката Советского Союза рубль был презираемой и весьма посредственной расчетной единицей (более подробно этот финансовый детектив рассмотрен в моей книге по международным валютно-кредитным отношениям).
Восстановление механизмов рыночной экономики вдохнуло в рубль новую жизнь, но до высот, которые он занимал во времена Российской империи ещё очень далеко. Накопленные в советский период чудовищные макроэкономические диспропорции приходилось выправлять в аварийном режиме, с активным задействованием внешнеэкономических механизмов. Чтобы дышащая на ладан российская экономика не приказала долго жить рубль уронили в разы.
Это оказало животворный эффект для предприятий экспортеров, и впоследствии стало время от времени повторяться. Хотя, стоит признать, не в таких головокружительных пируэтах, как во времена кризиса 1998 года.
Что мы имеем в сухом остатке: недооцененную в разы и пока ещё довольно неустойчивую национальную валюту. Когда главный измеритель экономической деятельности как гармонь: сегодня такой, а завтра эдакий, принимать долгосрочные финансовые решения крайне затруднительно.