В этих трех кратких трактатах-«Основах» содержатся знания, без которых любое, самое углубленное, изучение финансово-экономических дисциплин не может быть полноценным.
Так, в трактате о личных финансах показано различие между деньгами и расписками на деньги (личными, коммерческими и банковскими векселями, банкнотами). А без этого нельзя понять не только основы денежной политики государства, но и научиться ориентироваться в вопросах тактики и стратегии частных сбережений.
В трактате показано различие между настоящими, ответственными банкирами и банкирами, укрывающимися за прикрытием банков, только имитирующих свою ответственность перед клиентами. А без этого нельзя понять главную проблему современного банковского дела, которая заключается в том, что банкам и банкирам удается оперировать в системе рыночной экономики, не подчиняясь ее правилам и игнорируя ее требования.
Что же касается вопросов налогообложения, то все современные учебники по налогам построены на подробном описании действующего налогового законодательства (Налогового кодекса) и не дают никакого представления о тех социально-экономических условиях и ограничениях, которые объективно воздействуют на фискальную политику правительств.
Кроме того, в них не показаны те альтернативы и разнообразия налогов и налоговых режимов, которые составляют реальный фискальный арсенал современного государства. Если в Налоговом кодексе нет налога с продаж и налога с оборота, то их нет и в учебниках. Если Налоговый кодекс не признает таможенные пошлины налогами, то и в учебниках нет ничего об альтернативном или кооперативном применении для трансграничных операций таможенных пошлин, по импорту и экспорту, и НДС.
В результате учащиеся, прошедшие полный курс финансово-экономических дисциплин, могут ориентироваться и действовать только в рамках сложившегося ко времени их обучения законодательства и абсолютно не подготовлены к тому, что оно может быть резко и драматически глубоко изменено в своих основах или в каких-то отдельных важных разделах.
А в этой действительности, по этим же причинам, мы видим множество самых разных несообразностей.
Вот, например, обучать финансовой грамотности граждан у нас поручено Центральному банку. И он, в русле этой задачи советует людям копить рубли и держать их на счетах в отечественных банках.
Но он же, этот наш Центральный банк, неустанно работает над уничтожением нашей национальной валюты. И он же – прикрывает наших безответственных и вороватых банкиров.
Далее, услуги банкиров – финансовое посредничество. Они берут деньги у одних людей и передают их другим людям. То же самое они делают и с компаниями.
Но для такой деятельности не нужно громоздких организаций и особых производственных мощностей. Но зато крайне важно, чтобы эти финансовые посредники отвечали за свои действия. А в нашем законодательстве о банкирах – ни слова, оно так и называется – «Закон о банках». Как будто банки могут работать и отвечать за свои действия без людей, которые реально ими управляют.
В позапрошлом веке всего четыре брата, банкиры Ротшильды, обеспечивали своим услугами всю Европу. И отсутствие законов о банках отнюдь не мешали ни им, ни их клиентам. Своим клиентам они давали главное, что от них требовалось – доверие.
И по этой компоненте лондонский Ротшильд даже поспорил с Банком Англии. Поспорил и – выиграл этот спор!
В налогах таких несообразностей еще больше. К примеру, у нас подоходным налогом облагается то, что и «доходом» – в соответствии с экономической теорией – не является: прожиточный минимум наемного работника.
Или – вот возьмем приведенную в Налоговом кодексе классификацию налогов, подразделение их – на федеральные, региональные и местные. На самом же деле, все эти налоги – федеральные, поскольку все они устанавливаются федеральным законодательством.
А сама эта классификация просто списана у американцев, но у них, в США, действительно есть налоги, устанавливаемые федеральной властью, налоги, устанавливаемые штатами, и налоги, вводимые городским властями.
А от переписывания всех этих несообразностей в учебники и учебные пособия они не становятся лучше, они просто всех окончательно запутывают.
Конечно, одной книгой, даже – объемной, этот процесс массового оболванивания – не остановить, но надо же что-то делать!
Особое значение всех этих «Основ» еще и в тот, что они – на долгое, на очень долгое время.
Общие, основные правила личных финансов не меняются уже многие столетия. Основы банковского дела остаются неизменными более двух веков. Основы налогообложения, заложенные еще Адамом Смитом, стали непреложной нормой и не меняются с начала прошлого века.
Поэтому эти «Основы» сохраняют свою силу и свою важность – на десятилетия, в то время, как учебники, написанные по действующему законодательству, теряют свою практичность, полезность и актуальность с каждым изменением этого законодательства.
Трактаты-«Основы», включенные в данный сборник, также показывают, что в мире финансов есть своя логика и что ее нарушения, какими бы долговременными они не были, не постоянны и преходящи. С этой логикой – как и во всем в экономике – можно спорить, с ней можно не считаться, но это всегда потом отражается на жизни людей и государств.
Без частной инициативы экономика не может развиваться, но если эта инициатива лишена условия реальной ответственности экономических субъектов за свои действия, то их свобода действий неизбежно ведет к хаосу, влечет за собой кризисы, вызывает социальные взрывы и революции.
В финансовой сфере эта ответственность непосредственно вытекает из ответственности субъектов экономики по их долгам. Нынешняя действительность западного мира сводится к накоплению долгов, значительная часть которых никогда не будет погашена.
И этот факт закладывает мощнейшую мину под все здание мировой экономики – несмотря на то, что в значительной ее части (Восток, Арабский мир) этот процесс еще не зашел столь далеко. А экономические кризисы, основанные на углублении противоречий между большими странами и регионами мира, чреваты большими войнами. Пока наличие ядерного оружия сдерживает соперников от развязывания серьезных конфликтов, но появление зарядов малой мощности, доступных по технологии и по затратам и для малых стран, снижает этот порог глобальной безопасности.