В настоящее время не существует видов профессиональной деятельности, которые могли бы сравниться по своему тренирующему эффекту с тренировочными и соревновательными нагрузками современного спорта. Никто из лиц, занятых тяжелым физическим трудом, даже в экстремальных климатических условиях, по особенностям адаптационных перестроек сердечно-сосудистой и дыхательной систем не может сравниться со спортсменами, специализирующимися в видах спорта, связанных с проявлением выносливости (Hollmann, Hettinger, 1980).
Особенностью адаптации в спорте в отличие от многих других, сфер человеческой деятельности, характеризующихся необходимостью, приспособления к экстремальным условиям, является многоступенчатость адаптации к усложняющимся условиям внешней среды. Действительно, каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, тренировочный год или отдельный макроцикл, каждые соревнования всевозрастающего масштаба ставят перед спортсменом необходимость очередного адаптационного скачка. Это предъявляет особые требования к человеческому организму.
Длительное удержание высокого уровня адаптационных: реакций в современном спорте характерно для завершающего этапа многолетней подготовки, связанного с сохранением достижений на максимально доступном уровне, и имеет свою сложную специфику. Высочайший уровень приспособления функциональных систем организма в ответ на продолжительные, интенсивные и разнообразные раздражители может быть сохранен лишь при наличии напряженных поддерживающих нагрузок. И здесь возникает проблема поиска такой системы нагрузок, которая обеспечила бы поддержание достигнутого уровня адаптации и одновременно не вызвала бы истощения и изнашивания структур организма, ответственных за адаптацию.
Отдельной проблемой адаптации в спорте является развитие адекватных приспособительных реакций в условиях исключительной вариативности соревновательной деятельности, особенно в ситуационных видах спорта, в том числе при игре в хоккей с шайбой. Здесь, по существу, сформировавшиеся долговременные адаптационные реакции служат лишь той основой, на которой формируется срочная адаптация организма спортсмена во время конкретной игры. Это предопределяет такое формирование долговременной адаптации, которое, наряду со стабильностью основных адаптационных реакций, обеспечивающих деятельность функциональных систем, предусматривало бы широкую вариативность реакций срочной адаптации при достижении заданного результата.
Наука, изучающая функции организма и методы их регуляции при тренировочных и состязательных упражнениях, называется физиологией спорта. Она тесно связана с другими науками: психологией, педагогикой, биохимией, биомеханикой, спортивной медициной, гигиеной и др.
Основные задачи спортивной физиологии:
1. Составление физиологической характеристики различных видов спортивной деятельности и состояний организма человека в процессе тренировочных занятий или соревнований.
2. Изучение физиологических механизмов формирования двигательных навыков и развития физических качеств.
3. Обоснование физиологических закономерностей спортивной тренировки.
4. Выявление физиологических особенностей жизнедеятельности организма в зависимости от пола, возраста и особых условий внешней среды при занятиях физической культурой и спортом.
5. Обоснование занятий оздоровительной физической культурой.
Физиология спорта пользуется современными научными неинвазивными методами исследований, позволяющими раскрыть функции и механизмы регуляции деятельности организма спортсмена.
I. АДАПТАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
Адаптация – это совокупность физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или его органа к изменению окружающей среды. Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «стресс», который рассматривают как состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии исключительно сильного раздражителя. Термин «стресс» был впервые введен канадским ученым Г.Селье в 1936 г. Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя происходит активация гипофиза, который увеличивает секрецию адренокортикотропного гормона, стимулирующего прежде всего деятельность коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников стимулируют приспособительные механизмы, благодаря которым организм адаптируется к действию раздражителя. Механизмы такой срочной адаптации являются общими для различных стрессорных воздействий – физических, химических, эмоциональных. Это позволило сформулировать понятие об общем адаптационном синдроме как основном звене механизма адаптации (Селье Г., 1982). Охлаждение или перегревание, чрезмерные физические нагрузки, болезнь приводят к развитию у человека комплексной неспецифической реакции (стресс-синдрома) с выраженной атрофией вилочковой железы (тимуса), участвующей в кроветворении и формировании иммунитета, с усилением деятельности эндокринных желез, преобладанием в обмене веществ процессов распада. Возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силен или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, происходит мобилизация и перераспределение энергетических и структурных ресурсов организма, активизируются процессы специфической адаптации и т.д.
В спортивной тренировке и соревновательной деятельности развитие реакции первого вида отмечается при планировании чрезмерных нагрузок, не соответствующих возможностям спортсмена, выступлении в напряженных соревнованиях, отличающихся большой продолжительностью и исключительно острой конкуренцией.
Реакция второго вида является основной, стимулирующей формирование адаптации. Ее роль проявляется в мобилизации энергетических и структурных ресурсов организма, увеличении концентрации в крови глюкозы, жирных кислот, аминокислот, нуклеидов, усилении деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих доступ субстратов и кислорода к органам и тканям, несущим наибольшую нагрузку.
Передача мобилизованных ресурсов из неактивных систем в функциональную систему, осуществляющую адаптационную реакцию, обеспечивается сужением сосудов неактивных нервных центров, мышечных групп и внутренних органов и одновременным расширением сосудов тех органов, которые входят в функциональную систему, ответственную за адаптацию. Например, если в покое мышцы потребляют 30 % поступающего кислорода, мозг – 20 %, почки – 7 %, то при максимальных нагрузках мышцы потребляют 87 % кислорода, мозг – 2 %, почки – 1 % (Wade, Bishop, 1962; De Vries, Housh, 1994).