Чтобы войти в смысл самого понятия «благословение», необходимо прежде всего обратиться к этимологии этого слова.
Оно состоит из двух корней «благо» и «слово».
Откуда же пошла традиция благословения человека человеком?
По-видимому, от первого известного нам благого слова, которое было произнесено Самим Богом. Господь сотворил мир словом… И значит в слове коренится творчество.
Господь создал человека по Своему образу и подобию и поэтому наделил его талантом творческого слова. Райский человек узнал о силе благого слова из уст Самого Бога:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28, 29).
В раю, до грехопадения человек жил в поразительной близости Божией и, значит, мог легко и радостно пользоваться этим даром благого слова. Так он нарекает имена животным, так он определяет суть жены и мужа…
Но с грехопадением мир и человеческая природа претерпевают искажения. Нередко люди не знают или забывают о силе сказанного ими слова. И зачастую это, к сожалению, ведет не к созиданию, а к разрушению.
Очень важно в связи с этим отметить, что в народе Божием наряду с благословением существует и проклятие, сила которого столь же велика, как и в случае с благословением.
Нередко мы можем видеть в Писании, что благословение и проклятие переплетаются воедино.
Конечно, необходимо избегать магизма в отношении к ним, потому что благословение и проклятие являются пророчествами, и как над благословением нужно много трудиться, чтобы оно воплотилось в человеке, так и проклятие бессильно, если человек сумел раскаяться и измениться.
Глава I. Формула благословения, которую Сам Господь дает через Моисея Своему народу
Теперь обратимся к самому Ветхому Завету, чтобы, пользуясь его драгоценными свидетельствами, увидеть и внешнюю сторону, и глубинный внутренний смысл благословения, соприкоснуться с сокровищницей многотысячелетнего опыта народа Божьего, проследить путь, который вводил каждого нового человека в историю Спасения.
Рассмотрение формул отеческого благословения правильнее было бы начать с осмысления формулы, которую Сам Господь Бог Отец дает через Моисея Своему народу, говоря ему:
«скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Чис. 6:23—27).
Здесь мы видим, как Господь научает человека, в частности священников, благословлять Свой народ, Своих сынов.
Благословение человека человеком в народе Божием известно со времен Ноя. И тогда люди видели в нем величайший акт духовного творчества. Поэтому очень важно, что спустя столетия Господь Сам с одной стороны подтверждает традицию благословений, с другой стороны дает такую его формулу, которая наилучшим образом позволяет понять истинную цель и смысл данного действия.
Причем с самого начала ясно, что эта формула – не магическое заклинание, в котором невозможно изменение формы, а творческая основа, в которой заложен сам дух благословения. Таким образом, эта формула является духовным ориентиром, по которому люди могут определять истинность всех данных прежде и позже благословений.
Немаловажно в данном контексте отметить, что Господь адресует эту формулу Аарону и его сыновьям, т.е. священникам.
Она действует и доныне, является поразительно евхаристичной и присутствует в нашей литургии.
Здесь Господь наделяет в частности священников правом и способностью благословлять сынов Своего народа. И это есть молитва, в которой происходит призывание имени Божьего на человека.
Имя же Божие и Сам Господь Бог – для евреев практически одно и тоже. Поэтому в этом молитвенном акте происходит призывание имени Божьего и, как следствие, – встреча Бога с человеком.
Понятно, что присутствие Божие в Ветхом Завете может понести и не сгореть только праведник. Поэтому только на него и можно призывать Божие благословение.
Так по ходатайству одного праведника Господь Сам благословляет другого.
Здесь, во-первых, важна преемственность. Потому что поручаемый это всегда в каком-то смысле духовное дитя поручителя, а с другой стороны, очень важна ответственность поручителя, его способность видеть человека, его потенциал, его искреннюю устремленность к Богу и все целое желание исполнить волю Божию о себе.
Поручитель так же должен быть всегда готов придти на помощь поручаемому, чтобы замысел Божий был до конца претворен в жизнь.
Поэтому мы видим, что в благословение человека человеком вовлечены три стороны: благословляющий, благословляемый и Господь.
Еще один важный момент, присутствующий в вышеприведенной формуле благословения – это как бы заступничество благословляющего за благословляемого перед лицом Бога.
Это значит, что благословляющий – человек всегда более духовно опытный и зрелый, чем благословляемый. Он и призывает милость Божию на человека.
Вообще вся эта формула состоит из трех частей, каждая из которых делится на две половины.
Первая часть каждого прошения, это скорее призывание внимания Господа к конкретному сыну Израилевому, а вторая часть – само прошение.
Понятно, конечно же, что в первом прошении заключается весь смысл молитвы.
Таким образом, благословение содержит в себе просьбу человеческую о том, чтобы Господь сохранил, помиловал и наделил миром.
Последние же слова, сказанные в этом эпизоде Господом Моисею:
«Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Чис. 6:27),
говорят о том, что это человеческое действие, эта молитва, влечет за собой Божественное благословение. Господь обещает это. И это значит, что Господь обещает благословленному человеку сохранить его, помиловать его и дать ему мир.
В этих словах содержится поразительное откровение любви Божией к человеку, потому что Господь наделяет человека Своими неоценимыми дарами как бы авансом, по одной вере в него, ведь еще не известно, как человек проживет оставшуюся жизнь.
Господь всегда остается верен Своему слову. И это значит, что данное Им благословение уже никогда не может быть отменено.
Здесь как бы граница доступности понимания любви, милости и доверия Божьего к человеку. Потому что обещание сохранить, помиловать и дать мир человеку во что бы то ни стало (а ведь человек может жестоко совратиться с путей Божьих), говорит о том, что Господь и на Страшном Суде будет помнить о том, что человек этот благословлен.