Книга «Геометрия Бога» предназначена для читателя, ищущего сокровенные знания. Она – утонченная пища для духовного гурмана, слушающего и слышащего себя и окружающее пространство. Для всех остальных книга будет предельно вредна. В ней изложено видение пути к постижению и наслаждению истиной. Тексты зачастую напоминают то дзеновский коан[1], то поэму о любви, то сжатые инструкции к действию. Они предназначены выдергивать читателя из профанного сознания и нацеливать на самопознание и пробуждение. Сжатый в тысячи и тысячи раз смысл заключен в короткие фразы. Размышления чередуются с практиками, растворяющими морок иллюзий и жестких привязанностей к миру сансары[2]. В книге нет претензий на истину в последней инстанции. Каждому свое. Книга обязательно попадет в руки человека, для которого она создавалась.
Несмотря на то что канва сюжета посвящена сакральной геометрии, основная идея книги – исследование структуры разума и методов работы по его просветлению.
Перед собой я поставил две задачи: найти и кратко изложить общую суть всех духовных учений и раскрыть тему сакральной геометрии. Наличие конкретной цели вовсе не означает, что у человека есть возможности ее достижения. Стремление к цели создает некий смысл – осмысленное приложение сил. Осознание того, чего же я хочу, ведет к концентрации усилий в одном направлении. Намерение так и останется намерением, если оно не подкреплено силой желания, наличием знаний, как его достичь, верой в результат и волевым преодолением инерции сознания.
Книга по ходу работы много раз переписывалась, менялась и откладывалась. Материал, который я собирался в ней излагать, периодически затмевался новыми видением и знаниями. Я интуитивно чувствовал, что требуется внутренняя чистота, чтобы говорить на тему вечности. Время шло, а я все топтался на месте, пока не понял, что предела познанию не существует. Количество материала хватило бы на десятки книг, но требовалось сдвинуть воз с места.
И вот в один прекрасный день я отбросил все то, что так старательно копил. Я стал набирать на компьютере тексты, совершенно противоположные задуманному сценарию.
Себе я сказал: «Я – ученик вечности. Я только учусь и не претендую на знание истины. Я буду говорить о том, что меня восхищает и завораживает, что расширяет мои представления о себе и окружающем мире, что противоречит сложившимся представлениям о мире. Из этого должно получиться нечто удивительное, а что – я еще не знаю».
Напоминаю, что все мои книги направлены на воспоминание и воссоединение с самим собой. Это особая магия целительства, где философские рассуждения о смысле жизни переплетаются с ошеломляющими открытиями внутреннего мира; где современные достижения квантовой физики сливаются с религиозными догматами и мистическими прозрениями. Одно дополняет другое.
Тот, кто видит, что Сознание есть все, наслаждается бесконечным блаженством. Достигается это понимание изучением Писаний и в обществе мудрых. Это первый шаг. Размышления и вопрошание – второй. Непривязанность, или психологическая свобода, – третий. Четвертый – это обрывание оков тенденций и обусловленностей. Счастье от осознания – шаг пятый, здесь человек живет будто бы в полусне. Самоосознание – это шестой шаг, в котором мудрец погружен в океан блаженства и живет словно бы в состоянии глубокого сна. Седьмой шаг – трансцендентальный, это само Освобождение, в нем есть прекрасное единство и чистота, помимо этого оно вообще неописуемо. Первые три состояния – это состояния бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений. Четвертое – состояние турья[3]. Пятое – состояние глубокого самадхи[4], потому что оно – состояние блаженства. Шестое – состояние недвойственного осознания. Седьмое – вообще ни словами сказать, ни пером описать. Тот, кто достиг такого состояния, становится чистым существованием вне субъективно-объективных разделений. Для него безразлично: жить или умереть. Он един со всем, свободен от индивидуальности.
«Йога Васиштха» (М.: Амрита-Русь, 2010)
Человек боится, человек избегает страданий – и особенно страданий фрустрации (потери надежд).
Человек испорчен и упорно не желает проходить сквозь врата ада страданий: уж лучше я останусь незрелым, буду продолжать манипулировать другими, но пройти сквозь страдание роста категорически не согласен. Такие дела.
Уж лучше человек будет страдать от терзаний совести, от косых взглядов, чем согласится осознать, что он слеп, для того чтобы получить возможность вернуть себе зрение.
Фредерик Перлз
Йог Васиштха
Чтобы говорить на одном языке, важно договориться о смысле слов и понятий, которыми мы будем оперировать. Неискушенные читатели часто спотыкаются об эзотерический сленг, традиции, «свое мировоззрение» и прочие помехи. Все эти разногласия легко преодолеваются, если на все смотреть с позиции вечности и единства мира. Такие понятия, как эзотерика, мистика, пробуждение, спасение, освобождение, тантра, просветление, амрита, сома, благодать и т. д., в разных книгах трактуются по-своему. К ним нужны комментарии, хотя они уже давно вошли в обиход и их сложно заменить другими.
В данной книге слова «ум» и «сознание» подразумевают одно и то же. Слово «разум» будет соотноситься с раз-умом – истинным (первичным) восприятием информации. Слово «пробуждение» будет читаться двояким образом: если оно пишется с маленькой буквы, то подразумевает состояние сознания, когда человек вместо механистического восприятия жизни начинает задумываться о смысле всего сущего и пробует ответить на вопрос, кто же он такой; если слово «пробуждение» написано с большой буквы, то оно будет означать состояние Будды.
Слова «тантра» и «эзотерика» скорее будут синонимами для обозначения скрытой (истинной) от профанного ума природы и сути вещей.
Слова «спасение», «освобождение», «мокша», «нирвана», «просветление» выразят истинное (конечное) понимание своей природы или пребывание в реальности. Слово «просветление» также имеет двоякий смысл: просветление как временное состояние сознания и Просветление как конечное пребывание в истине.
Слова «благодать», «блаженство», «амрита», «сома» подразумевают выход за пределы двойственности ума и переживание единства мира. Оно (переживание) сопровождается умиротворением, глубокой радостью, блаженством, легкостью мироощущения и безусловной любовью.