Введение. Зачем и для кого эта книга.
Глава 1. Что происходит с искусственным интеллектом сегодня?
– Примеры использования
– Медицина и Биотех (диагностика, разработка лекарств, лечение, операции, выращивание органов)
– Беспилотный транспорт
– Управление городами и производствами
– Управление войной
– Извлечение знаний и аналитика
– Ассистенты
– Юристы
– Секс
– Финансы
– Социальные сети и реклама
– ИИ-кентавры
– Затруднения
– Предвзятость ИИ алгоритмов
– Проблемы с обучением
– Этика/или как наказывать за убийство?
– Люди сами не знают, что такое разум и интеллект
– Доверие к ИИ
– Гонка ИИ
– Направления исследований
– Прогнозы фантастов и футурологов/Будущее не похоже на прошлое.
– Границы возможного/Трансформационный потенциал ИИ
Глава 2. Что происходит с людьми сегодня?
2.1 Образование
2.1.1 Новая нефть – это не данные, а таланты
2.1.2 Изменения образовательного ландшафта
2.1.3 Как можно учиться в столь быстро меняющейся реальности?
2.1.4 Почему люди глупеют?
2.2 Бизнес и экономика
2.3 Государственное управление и политика
2.4 Психика человека
2.5 Психология толпы/масс/коллективов
Глава 3. Эволюция цивилизации
3.1 Типы цивилизаций
3.2 Слияние и взаимопроникновение цивилизаций через технологии и культуру
3.3 Формирование единой общей цивилизации людей
3.4 Формирование общей цивилизации/симбиоза людей и разумных машин
3.5 Новые вызовы и новые возможности этого тысячелетия
Заключение. Что мы узнали и чего мы не узнали. Что делать?
«Истина – свобода души. Мы очень молоды в нашей молодой вселенной и часто не оправдываем ожиданий и теряем честь, пусть даже только в темных углах сознания. Мы деремся, вместо того, чтобы танцевать. Мы стараемся обогнать других, обманываем друг друга и наказываем ни в чем не повинную природу.
Но это не выражает нашей сущности, это просто то, что мы делаем в мире, который сами для себя создали, и ничто не мешает нам в любую секунду изменить то, что мы делаем, и мир, который мы создали.
Во всех действительно важных делах мы едины. В любви и вере, доверии и сочувствии, отношении с близкими и друзьями, закатах и благоговейном пении, в каждом желании, рожденном человечеством, мы едины. Человеческая раса на данном этапе ее судьбы – это ребенок, бездумно и бессмысленно дующий на одуванчик. Но ощущение чуда, испытываемое ребенком, это наше общее ощущение, и нет предела добру, которое мы можем творить, когда человеческие сердца соединяются. Наша истина, наша история и значение слова «Бог» в том, что мы едины. Мы едины. Мы едины».
Шантарам Тень Горы. Грегори Дэвид Робертс.1
ВВЕДЕНИЕ. ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА
В прошлом 2019 году я написал и издал книжку под названием «БезЧеловечный бизнес или как выживать в эпоху перемен». В нее вошли материалы из моих лекций последних лет, заметки и мысли, накопленные за время занятий высокими технологиями. Там есть немало про роботов и искусственный интеллект, про долголетие и связанность людей друг с другом, про эволюцию мозга и технологий, промышленные революции и интернет вещей. Из наиболее важного для меня, я бы выделил мысли про роевый интеллект человечества и роевую цивилизацию, страхи людей перед тотальной роботизацией и возможности, которые уже сегодня позволяют продлевать жизнь вдвое по сравнению с жизнью всего лишь одну сотню лет назад. Это воистину чудо. Но еще большим чудом является, на мой взгляд, то, что мистики древности назвали бы Деревом Жизни, наш великий соотечественник Владимир Иванович Вернадский называл Ноосферой, а техно-гики начала XXI века называют приближающейся Сингулярностью. Все эти явления объединяет глубокая и сложная связанность всего мироздания, растущая сложность и спутанность, эволюционирующая Жизнь, где биология сливается с остальной материей на квантовом уровне. В той книге я коснулся эволюции нашего вида – кроманьонцев, и нашего изумительного мозга – величайшей, и пока неразгаданной тайны. Так, в сплаве эволюции и технологий, состоялся небольшой разговор о том, куда мы, как люди, идем. Откуда мы пришли и как мы выращиваем из своего мозга инструменты преобразования Земли и новые коммуникации всех со всеми. Разговор лишь начался, у него много граней и много уровней. Всех точно не коснуться и не объять. Как наше восприятие берет лишь мизерную часть спектра излучений в видимом диапазоне, захватывая немного ультразвука и инфракрасного света, так и наш разговор о настоящем и будущем будет немного спонтанным, выборочным. Выбор определяется жизненным опытом автора и прочитанными книгами, временем на размышления и разговорами с думающими друзьями, вопросами на лекциях и тревогами о грядущих рисках. Это лишь беседа, а не конечное знание, и тем более не проповедь. Проповедующие часто осуждают других. Я же говорю о том, что «других» нет вовсе. Мы все единое целое.
Когда-то уже довольно давно, в круглом 2000-м году я защитил в МГУ на философском факультете диссертацию по политологии2. Политология получилась случайно, только потому что я, выпускник инженерного космического и экономического факультетов МАИ (Московский авиационный институт) познакомился с Александром Сергеевичем Панариным, который возглавлял именно кафедру политологии. Был бы он социологом или культурологом – я бы оттуда смотрел на цивилизацию и этим срезом модулировал бы свою диссертацию.
Поступление в аспирантуру и написание кандидатской стало хорошим поводом для общения с этим незаурядным человеком, ученым, ярким оратором и писателем3. А какие тосты он генерировал на банкете по случаю моей защиты! Однако, просто обобщить разные прочитанные книжки и статьи в диссертацию мне показалось слабым, и я задумался на тему того, что же делает политические государственные системы живыми? Это же живые образования, состоящие из живых клеточек – людей, с их планами, мечтами, честолюбием и страхами. Что может показать нам куда двигаются эти системы – к смерти или к жизни? Становятся ли они более сильными и живыми, или постепенно теряют силы и соки, медленно умирая? Поскольку сроки жизни государственных систем гораздо больше, чем жизни отдельных людей, часто в течение даже десятилетий сложно понять, к чему ведет та или иная политика вождей или политических партий. Что стоит за долгосрочными стратегическими планами или тактическими ходами и самое главное – к чему на самом деле они могут привести? Бывает ли так, что решение сиюминутных тактических задач, выгодных конкретным людям или группам, приводит через шаг к гибели всего организма? Так болезнетворный микроб может убить большой организм, всего лишь добывая себе пропитание и размножаясь. Этот вопрос и размышления привели меня к мысли, что можно взять две теории – развития технических систем и теорию биологической эволюции, одна про эволюцию сложных систем, другая про развитие жизни, и попробовать спроецировать критерии развития или увеличения количества жизни на системы политические. Например, рост разнообразия и сложности, свободное протекание информации, ненасильственный выбор, созидательное разрешение конфликтов, гуманизация сознания, исторический оптимизм, развитие науки и образования – лишь некоторые критерии, указывающие на развитие системы и рост ее жизнеспособности. Они распределялись по трем блокам – политическому пространству, достойным способам изменений и блоку жизнеспособности и устойчивости политической системы.