Не будет ошибкой назвать искусство гипноза одним из самых древних в мире и, безусловно, одним из самых загадочных. На протяжении всей истории существования гипнотизеров отношение людей к внушению претерпевало изменения. Во многом это можно объяснить различным уровнем образованности общества в ту или иную эпоху. Например, во времена Античности предсказатели и оракулы пользовались почетом, их чтили так же, как богов. В Средние века любая попытка предвидеть будущее или провести гипнотический сеанс сурово пресекалась инквизиторами. Даже самое безобидное действие могло сойти за колдовство, а гипнотизеров и прорицателей считали посланцами дьявола, за что и сжигали на кострах. Не менее жестоко преследовали гипнотизеров и в эпоху Просвещения. Только в ХХ веке гипноз стал рассматриваться как наука, что привело к распространению методов лечения гипнозом. Сейчас гипнотерапия с успехом применяется при лечении различных психических заболеваний.
Где и когда возник гипноз? Корни его теряются в глубине веков. Возможно, гипноз был известен еще на заре существования человечества, в первобытную эпоху, когда большое значение имели ритуалы и обряды, осуществляемые шаманами. Религиозные действа, совершаемые древними магами, оказывали глубокое влияние на психику первобытного человека. В частности, обряды приводили каждого их участника в особое состояние, близкое к экстазу, в котором вызываемые эмоции не только обостряли работу воображения, но и воскрешали картины прошлого, тем самым усиливая переживаемые чувства. В состоянии аффекта человек уже не мог контролировать собственные мысли, и шаман мог направить его побуждения в нужное ему русло, внушить ему свою волю. Таким образом, в обряде первобытные люди приобретали определенный образ мыслей и представлений, что и определяло их поведение.
Конечно, гипноз был распространен во многих странах, однако особенно развит он был в Древней Индии. Странствующие факиры и заклинатели змей применяли гипноз во время своих представлений. Вызывает немалый интерес способность индийских фокусников обращаться с ядовитыми змеями, вводя опасных пресмыкающихся в оцепенение и подчиняя их собственной воле. Так, имеется множество описаний того, как индийские фокусники усмиряли опасных животных, делали покорными самых свирепых тигров и смертельно опасных змей. Факир мог не только привести хищника в состояние полного оцепенения, но и заставить его прийти в ярость, используя сверкающие предметы. Глядя на них, зверь буквально впадал в бешенство и, не в силах отвести глаз от блестящих камней, неистовствовал до тех пор, пока в изнеможении не падал на землю. Чем, как не гипнозом, можно объяснить такую поразительную власть человека над животным?
Согласно древним источникам, факиры умели делать вещи, которые не под силу совершить обычному человеку. Например, они могли проходить сквозь огонь, изменять собственную внешность, летать по небу, оживлять камни и передвигать по воздуху предметы. Люди, на чьих глазах совершались эти удивительные действа, возможно, подвергались массовому гипнозу. Фокусники могли силой внушения приказать зрителям увидеть то, чего не происходило на самом деле.
Не исключено, что гипноз использовали и индийские йоги. В частности, они обладали способностью приостанавливать жизнь, то есть на какое-то время становиться мертвецами, после чего оживать. Интересно, что в состоянии «временной смерти» йог внешне был похож на человека, погруженного в транс. У него синело тело, останавливался взгляд, прекращалось дыхание, практически полностью замедляло работу сердце и терялась чувствительность к боли. Погруженные в транс могли продолжительное время обходиться без пищи и воды. Перед погружением в состояние смерти йог проходил тщательную подготовку. Целую неделю до «умирания» он питался только молочными продуктами. В день, на который было назначено погружение в сон, он очищал желудок с помощью длинной ленты, которую проглатывал, а затем быстро вытягивал. Чтобы избежать проникновения насекомых в тело, йог закупоривал все естественные отверстия ароматическими травами. После этого он задерживал дыхание, погружаясь в транс, во время которого «душа сливается с таинственными силами, стоящими над миром».