Размышления под водочку у камина
Не думал и не подозревал, что власть тоже начинается с любви.
Да, в этом мире все начинается с этого светлого и немного странно-запутанного чувства.
Вначале надо вспыхнуть страстью к тому месту, которое дает тебе право повелевать и управлять судьбами других людей. Допустим…
Кремль, Москва. Или Белый дом, Вашингтон. Ну как можно не любить и не восхищаться этими местами!
Они известны всему миру, являясь символом власти, иллюзией правды и законности. Как бы из самого сердца этих зданий вытекает река приказов, постановлений, запретов, разрешений, проверок и поощрений, а также сплетен, слухов, разговоров, намеков, подозрений. Слежка. Аресты и награды. Идут рука об руку. Соперничая и поддразнивая друг друга.
И вот ты попадаешь в эту реку, несущуюся прямо в центр твоей мечты. Это может произойти случайно. А скорей всего с самого детства хотел, жаждал броситься в нее с головой. Насладиться иллюзией власти, силы и могущества. Вот добрался, погрузился с головой в этот поток. И начинаешь понимать, что от тебя ничего не зависит. Предшественники своими указами сковали эти подводные лабиринты. Механизм двигается, как часы, прикрепляется к тебе. Как только ты ныряешь в глубь этого мира, от тебя уже ничего не зависит. Это цепи управления государства, которые двигаются независимо от того, есть ты там или нет.
Вокруг передвигаются массивные железные цепи – постановлений и приказов. Вначале медленно, со скрежетом. Потом все быстрее и быстрее. На них появляются заостренные шипы, которые начинают вертеться с быстротой молнии. Ты почти подобрался к самому центру, верхушке этого айсберга, именуемого государством.
И главная твоя задача не попасть ни на один из шипов. Не зацепиться ни за один крюк. Не попасть в эту мясорубку. Не удержишься, сделаешь неверный шаг – тебя перерубили. Размельчили на тысячу маленьких осколков, выкинув неизвестно куда и зачем.
Но тебе повезло, и ты уцелел. А цепи двигаются дальше. И неожиданно для всех и для себя попадаешь в большую комнату, где от пола до потолка свисают алые бархатные портьеры с золотой бахромой по краям. Они висят, образуя маленькие причудливые закоулки, кулуары власти. Небольшие трибуны и балконы. Все в ожидании. Занавес открывается. Ты – Президент. Идешь по ковровой дорожке. Вокруг тебя люди. Они машут тебе флажками, хлопают в ладоши.
Ощущение избранности свалилось. Ты чувствуешь на себе шапку Мономаха. Клянешься на книге и искренне собираешься помочь своему народу. Ты здесь сегодня хозяин.
Начинаешь принимать и отдавать решения, каждый твой поворот – это чья-то жизнь, а не довольный взгляд. Разрушена судьба или смерть. Все приказы, которые ты издаешь на благо страны, доходят с большим опозданием и с сильными искажениями. Они могут двигаться только по цепям вверх и вниз, и не тебе менять этот порядок. Ты вынужден ждать, когда хоть что-то сделается. Срок проходит. Здоровье уже не то. Цепи тащат других. И тебе в затылок дышит тот, кого ты считаешь намного хуже себя. Но он уже здесь, и с этим ничего нельзя поделать.
Цепи власти остановить нельзя. Их можно перенастроить. Перезавести. Чтобы работали на тебя, прикрываясь очередной идеей. Но это революция. А потом очередная диктатура.
Но чем выше государственная политика, Тем изощренней, мягче и лояльней механизм выбора и управления государством.
Государство – живой организм – начинает само выбирать себе серых кардиналов. Если в стране разгулялась преступность, к власти приходит бывший военный. Он обращает внимание только на военные организации, не понимая ничего в искусстве и науке. Армия становится сильнее и наглее. Свободный творческий рост затормаживается. Порядок торжествует. Серость процветает. Мир и стандартность идут рука об руку. Все костенеет и не дает развиваться жизни. Срочно нужен бесшабашный романтик, чтобы он поддержал искусство и науку. И вот он появился, и на какой-то миг показалось, что стало легче.
Но государство опять делает выбор, живя только для себя и работая только на себя. Защищая якобы личные интересы человека. Мы сами поддерживаем жизнь этого механизма, чтобы чувствовать защищенность и уверенность в себе и в окружении.
Но время идет, и ты должен подумать о будущем. Как жить дальше. Скрежет цепей усиливается, звук раздается совсем рядом. Еще чуть-чуть, и на поверхность вытащат нового лидера, пока есть возможность пропустить незаметно для других своего человека, чтобы он обращал внимание на те же проблемы, что и ты. И тогда твои приказы, спускающиеся сверху, дойдут наконец до народа.
А может, сделать проще – не ломать себе голову о государстве? Оно живой организм, позаботится о себе сам. Надо набить деньгами свой банковский счет, своих близких и родственников. И жить спокойно и припеваючи.
А цепи власти найдут себе нового президента, который помимо своей воли поможет ей заботиться только о себе, не думая ни о ком и ни о чем другом.
Власть. Как многие этого хотят. И как мало от нас что-то зависит, когда мы ее получаем. Как король в шахматной игре может делать только один шаг. А за короля играют другие фигуры.
Человек придумал государство, чтобы защитить себя от неправды и зла. А государство, именуемое Родиной, всегда будет блюсти только свои интересы и никогда ни в одной стране мира не будет следить за интересами человека, прикрываясь красивыми словами о мире и справедливости, национальном колорите и достоинстве, а на самом деле стремясь к серости и обыденности. Чем больше стандартность, тем легче управление. И мы не исключение, обожествляя и надеясь на святость и правду очередного президента, от которого почти ничего не зависит…
Пессимистические бредни спросонья. Там же у камина. После опохмелки
В детстве, читая стихи, встав на табуреточку, или рисуя самолеты, цветы, играя во дворе, получаешь знания, как быть лучшим, и стремления к победе. Мы хотим быть лучшими. Общаешься только с единомышленниками, которые, как и ты, предпочитают скорость и ветер в лицо. Адреналин в крови. В азарте не замечаешь ничего вокруг. Несешься, прыгая с препятствия на препятствие, не видя предупреждающих знаков, не обращая внимание на заботу близких и родных людей.
Ты первый. Становишься лидером. И тебе нет дела ни до кого, кроме себя.
Это опьяняющее ощущение свободы и совершенства. Ты один такой на эту минуту… Еще рывок, и ты у цели. Набираешь скорость. Летишь навстречу ветру и солнцу. Прыжок – приземление. Резко затормаживаешь. Ты достиг победы.
А дороги дальше нет, еще не проложили. А ты ничего не замечал в стремлении к лидерству. Летел над бездной на еще не достроенную площадку. Очнувшись, приходишь в себя и ходишь, как маятник, по этому квадрату. Один. Туда-сюда.