Государственная граница – это всегда передний край любой страны и особенно нашей страны. Она нас встречает при возвращении и провожает при отъезде в путешествия в другие страны, вместе с тем она защищает наш дом, нашу Родину. Ежесекундно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и круглый год несут свое постоянное дежурство воины-пограничники, для которых важнейшей задачей является знать и понимать исторические, культурные, военные и государственно-правовые основы их деятельности.
Пограничник, действуя вдали от дома, от центральных органов власти, от высокого начальства, должен уметь принимать решения самостоятельно и принимать их правильно. Для этого надо знать принципы организации пограничной службы. И это не только те принципы, которые формально перечислены в уставах, положениях и даже законах. Там они часто «мертвы» и непонятны обычным рядовым солдатам и даже офицерам.
Задача настоящей книги – раскрыть главные доминанты пограничной службы, главные принципы организации охраны и защиты государственной границы, ее функционирования, которые сложились в нашей стране и по всему миру на протяжении веков. Следование этим принципам – это залог того, что самый строгий судья – история – будет всегда на нашей стороне.
Эта работа показывает, что со времен русского царя Ивана IV и князя Михаила Ивановича Воротынского, а до них – с древнеримских времен принципы государственной границы и ее задачи остаются незыблемыми.
Знание даже не законов, которые часто принимают ангажированные бюрократы-временщики, действующие в угоду сиюминутной выгоде, а именно исторических принципов государственной границы и пограничной службы – это надежный заслон и защита для жизненных интересов нашей Родины.
Особенно важно их знать и понимать сейчас, когда по-прежнему муссируются и активизируются попытки раздачи русских земель сопредельным государствам: Японии, Германии, прибалтийским странам. Именно сейчас, как и 500 лет ранее, государственная граница – это по-прежнему передний край.
Надеюсь, что проведенное мною исследование, которое, безусловно, имеет многие недостатки, будет интересно и для уже бывалых пограничников, и для курсантов, и для других граждан нашей страны, так как границу охраняет весь российский многонациональный народ.
Государственная граница кратко
Теория государственной границы уходит своими корнями в далекое прошлое. Так как современная отечественная государственно-правовая система фактически построена на рецепции римского права, справедливо будет искать корни юридического обоснования понятия «государственная граница» именно в законоположениях Римского государства.
Тем более это правильно, что со времен Софьи Палеолог[1], когда ко двору русского великого князя из Константинополя прибыло много византийцев, в нашем обороте обосновались многие греческие и римские традиции и символы, тот же двуглавый орел – символ Византии, который в XV веке становится эмблемой Великого княжества Тверского и впоследствии Московского государства (1497 год).
В Римском праве Limes (лат.) – лимес, граница между государствами, а limes militia – пограничные воинские подразделения, которые существовали в Древнем Риме со времен императора Константина как регулярные войска под названием militia armata – limitanei (riparienses) (лат.) – буквально «пограничные войска» или «пограничники»[2].
Длительный процесс эволюции римской военной системы, завершившийся в общих чертах в период правления Константина I (306–337), привел к разделению вооруженных сил империи на две составляющие: особую мобильную армию (comitatenses [milites] – комитат, или части полевой оперативной армии при доминате[3]), находившуюся под непосредственным командованием самого императора, и пограничные войска[4].
Основные военные силы Рима были размещены в приграничных районах, с возложением на них задачи первыми отразить любые попытки противника проникнуть вглубь территории империи. Войска, защищавшие сухопутные границы, получили название limitanei, а те, которые защищали границы по руслам рек Рейн и Дунай, – riparienses. Отличие чисто лингвистическое: limes – это сухопутная граница, в то время как ripa (лат.) – это берег реки.
Византийский автор «Хронографии» Иоанн Малала пишет так: «Диоклетиан возвел на лимесе форты, от Египта вплоть до персидских границ, разместив в них солдат-лимитанов и поставив в провинциях дуксов, чтобы они с многочисленными войсками осуществляли охрану по эту сторону от фортов. И во славу Августа и Цезаря на сирийском лимесе были возведены стелы» (Malal., XII, 308)[5].
В своей работе 2008 года «Пограничные войска Римской Империи (LIMITANEI и RIPENSIS)»[6] А. В. Банников убедительно доказывает, что речь в Древнем Риме шла именно о регулярных пограничных войсках как об отдельном роде войск. Это были не воины-землепашцы, как их часто пытаются представить некоторые историки, а именно регулярные армейские части с главной задачей – по охране и защите государственных границ. Основным методом охраны границы являлся метод патрулирования из фортов (пограничных крепостей), расположенных по руслам рек, а также по иным границам Империи.
Одним из наиболее распространенных типов древнеримских укреплений был полевой лагерь, обозначавшийся словом castra; стационарный лагерь назывался castra stativa и предназначался для круглогодичного несения службы.
К местоположению лагеря существовали строгие требования: оно должно быть со всех сторон хорошо защищенным, удобным для обороны, а также иметь источник воды. Основой всех римских укреплений являлась система fossa – agger – vallum (ров – насыпь – вал). Часто встречались два и три рва, что зависело прежде всего от степени военной угрозы. Изначально, в правление Юлиев-Клавдиев, все укрепления на границах строились при помощи дерна, земли и дерева. С приходом к власти Флавиев в 69 году и постепенным установлением постоянных позиций легионов началось строительство крепостей из кирпича или камня[7].
Описание типичного древнеримского пограничного форта (крепости) времен императора Адриана дает римский автор по имени Арриан[8]:
«Сама же крепость, где размещаются 400 отборных воинов, мне показалась весьма сильной по природным свойствам местности и расположенной в месте, очень удобном для защиты тех, кто плавает вдоль берега. Вокруг стены проведен широкий двойной ров. Прежде стена была земляная, и на ней стояли деревянные башни, но теперь и стена, и башни сложены из обожженного кирпича; стена стоит на прочном фундаменте, на ней размещены военные машины – одним словом, она снабжена всем необходимым для того, чтобы никто из варваров не мог даже приблизиться к ней, не говоря уже о невозможности угрожать осадой находящемуся в ней гарнизону. А так как и сама гавань должна представлять безопасное убежище судам, а все места вне укрепления населены отставными военными и некоторыми другими торговыми людьми, то я решил от двойного рва, опоясывающего стену, провести еще один ров до самой реки, который окружит гавань и дома, находящиеся за стеной»