Кирилл Орлов - Графы Бобринские

Графы Бобринские
Название: Графы Бобринские
Автор:
Жанры: История России | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Графы Бобринские"

Одно из самых знаменитых российских семейств, разветвленный род Бобринских, восходит к внебрачному сыну императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Орлова. Среди его представителей – видные государственные и военные деятели, ученые, литераторы, музыканты, меценаты. Особенно интенсивные связи сложились у Бобринских с Италией. В книге подробно описаны разные ветви рода и их историко-культурное наследие. Впервые публикуется точное и подробное родословие, основанное на новейших генеалогических данных.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Графы Бобринские



Герб графов Бобринских


На лицевой стороне обложки:

Алексей Григорьевич Бобринской (К.-Л. Христинек, 1769); на задней обложке:

герб графов Бобринских; Алексей Павлович Бобринской

(ск. А. И. Чернопятов, 2012, станция «Жданка» в Богородицке);

Николай Николаевич Бобринский, его двоюродная сестра Варвара Николаевна Карлинская-Чербанич и их итальянская родственница Анна-Летиция Пьери-Нерли во Фьезоле, май 1999 г.



@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ



© К. О. Орлов, 2022

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2022

Пролог

Графы Бобринские: итальянская страница

Историческая Россия оставила миру богатое наследие: Золотой и Серебряный века культуры, древние города и храмы, памятники архитектуры, литературу, живопись, музыку. Элита Российской империи была гармоничной и неотьемлемой частью мировой христианской цивилизации. Это исследование – попытка осознать роль и место русской элиты в исторической жизни Европы.

В 2019 году в издательстве «Алетейя» вышла книга автора «Орловы и Италия», посвященная судьбам представителей древнего рода Орловых в свете истории развития русско-итальянского сотрудничества и диалога культур. Опыт реконструкции генеалогии дворянского, графского и княжеского рода Орловых позволил продолжить исследование деятельности представителей и потомков прямых и побочных ветвей рода в процессе развития мировой цивилизации.

Графы Бобринские, потомки Орловых и Асканиев, вписали свои имена в скрижали европейской истории. Их пути легли по дорогам России, Франции, Великобритании и благословенной Италии. Как писал Николай Васильевич Гоголь: «Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».

Сын первого графа Бобринского, Павел Алексеевич Бобринской жил в Италии и скончался во Флоренции в 1830 году. Его дочь Лидия (1827–1907) вышла замуж за представителя одной из древнейших итальянских фамилий – тосканского маркиза Роберто Орацио Пуччи ди Барзенто. У них было трое детей. Сын Эмилио Паоло в браке с Варварой Дмитриевной Нарышкиной оставил двух сыновей, трех внуков и четверых правнуков. Дочь Лидии Матильда оставила потомков в браке с маркизом Франческо Пьери-Нерли.

В Италии, в Венеции в 1855 году угасла первая супруга графа Алексея Васильевича Бобринского Екатерина Александровна, урожденная княжна Львова. Сын графа Алексея Васильевича от второго брака, граф Алексей Алексеевич Бобринской, выдающийся путешественник и этнограф, треть века жил в Сиузи близ Кастельротто, в итальянской провинции Больцано, где и скончался в 1938 году.

В 2012 году в Больцано увидело свет замечательное издание «Граф Бобринской: Долгий путь от Памира до Доломит», выпущенное Ассоциацией «Русь». В статье «Хранитель души народной» историк Михаил Григорьевич Талалай отмечает, что граф Алексей Алексеевич, изучая культурное наследие народов мира, выступал за бережное отношение к народным корням русской культуры и принципы преемственности: «Этим должна заниматься, по мысли Бобринского, и элита, и общественность».

Потомок богородицкой ветви рода, графиня Александра Львовна Бобринская (1903–1967) в 1923 году вышла замуж за американского гражданина Филиппа Болдуина и в 1924 году вместе с мужем эмигрировала из России. Семья поселилась во Флоренции. У них родилось двое сыновей. Александра и Филипп похоронены на флорентийском Евангелическом кладбище Allori.

Представитель петербургской ветви рода, граф Лев Алексеевич Бобринской (1831–1915) в течение сорока лет вместе со своей супругой Александрой Алексеевной жили в Риме, на Вилла Мальта. С его именем связана история возведения первого русского православного храма в Вечном Городе. В 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Николаем II, внесшим «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. Житель Рима, граф Лев Алексеевич Бобринской, обещал подарить для строительства храма свой особняк с садом, Вилла Мальта, в самом центре города. К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902 году, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята) стал проводить иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского из-за его якобы труднодоступное™ (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, скончавшегося в 1915 году, а затем – Ордену иезуитов, владеющему ею и сейчас) и предложил искать другое место.

Прямых потомков у графа Льва не было, однако история двадцатого века привела в Италию его правнучатого племянника и полного тезку – графа Льва Алексеевича Бобринского (1918–2008), который окончил Политехническую школу коммерции в Лондоне и трудился на ниве предпринимательства. Супруга графа – уроженка Рима, графиня Друзилла-Пье-рина-Энрика-Франческа-Антония Алигьери ди Серего, дочь графа Федерико Серего-Алигьери и его жены Марии Владимировны, урожденной княжны Щербатовой. Она происходит из знаменитого рода Алигьери, который пером Данте запечатлел «Любовь, что движет Солнце и светила».

Часть I

Орловы – предки Бобринских

Глава 1

Лев и его потомки в XIV–XVI веках

Предки Алексея Григорьевича Бобринского по материнской линии, Аскании являются одним из старинных княжеских родов Германии и восходят к XI в. Но предки Бобринского по отцовской линии, роду Орловых, не уступают Асканиям в знатности и представляют один из древнейших родов Восточной Европы.

Еще в XVIII в. европейская пресса, стремясь дискредитировать правительство Екатерины II, пыталась представить Григория Орлова и его братьев потомками некоего стрельца, участника мятежа против Петра I. Французский ученый, академик Берлинской Академии наук Богдан Тьебо (1733–1807) упоминает о «маленькой книжке в синей обложке страниц в 50», продававшейся в конце XVIII в. на аукционе книг в Берлине, где приводилась легенда о «деде Орловых», якобы стрельце, осужденном при Петре I на плаху, но помилованном царем за проявленное мужество. Эта вздорная басня удивительным образом перекочевала впоследствии в родословные справочники и популярную литературу. Между тем, этот стрелец, Михаил Патрикеевич Орлов, действительно существовал, но согласно опубликованным сегодня источникам оказывается основателем совсем другого рода – донских Орловых. Москвич Патрикей Орлов был стрелецким начальником и «имел трех сыновей, – вспоминала Мария Давыдовна Орлова (1892–1956). – Все они участвовали в стрелецком бунте. Двух казнили, а третий, Михаил, гордо подошел к лобному месту, оттолкнул царских приспешников и сам положил голову на плаху. Пораженный таким мужеством, Петр I его помиловал, но Михаил решил отдалиться от государя и ушел на Дон. Там он женился не то на татарке, не то на калмычке». От него и произошли донские Орловы и графы Орловы-Денисовы.


С этой книгой читают
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
Это повесть о первой юношеской любви. Маша уже пережила предательство близких людей и зареклась влюбляться. Но поездка в Чехию изменила ее представление о себе и заставила пересмотреть отношение к жизни. Любовь меняет, окрыляет, ломает, разочаровывает. Но любовь – это единственное, ради чего стоит жить. Атмосфера волшебства, Средневековья, шедевры архитектуры, которые девушка увидела с Ним, изменили ее. Она полюбила и ощутила себя настоящей.
В книге молодого автора осмысливается духовный опыт, который он приобрел благодаря православной вере. Дана трактовка жизненной позиции, в которой каждый человек может стать скульптором своего будущего, приняв себя таким, какой он есть.
Обыкновенный город. Обыкновенные наши дни. Обыкновенный молодой человек снимает обыкновенную квартиру, в которой начинают происходить необыкновенные вещи.
Многие века между людьми и эльфами шла непримиримая борьба. И всякий остроухий, оказавшийся среди людей, неизбежно привлекал внимание Охотников. Почти пятнадцать лет полукровке Эриал Найт удавалось жить в неведении, пока смерть приемной матери и предательство друга не вынудили ее покинуть убежище и выйти в неспокойный мир. Но даже скрываясь от Охотников, Эри надеется на счастье. На пути к нему ей предстоит пережить немало приключений, влюбиться и