© 1980 Kösel-Verlag, München, in der Verlagsgruppe Random House GmbH, текст, иллюстрации
© Анваер А. Н., перевод на русский язык, 2017
© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018
КоЛибри®
* * *
Китайский иероглиф, обозначающий слово «кризис», содержит в себе знак, соответствующий понятию «шанс». Этой фразой моя мать, Ханна Лотроп, вселяла в меня мужество в трудных ситуациях, с которыми я сталкивалась в детстве и юности. Этим она хотела дать мне понять, что из негативного опыта всегда может вырасти что-то позитивное, что никогда нельзя сдаваться, сталкиваясь с трудностями, что любое переживание – это залог нашего роста.
В своей жизни она и сама всегда руководствовалась этой мудростью. Из ее отрицательного опыта возникли книги, которые помогли тысячам людей обеспечить своим детям положительный старт и даже пережить потерю ребенка – см., например, ее книгу «Добрые надежды – скорбный конец» (Gute Hoffnung – jähes Ende). Своей книгой о грудном вскармливании она сумела изменить отрицательное отношение к этой теме. Она смогла возродить в Германии культуру грудного вскармливания, что казалось немыслимым в момент выхода книги в свет. В 1970-х годах отношение общества к грудному вскармливанию было сугубо отрицательным, но сегодня, к счастью, почти все матери считают, что младенцев сразу после родов надо прикладывать к груди.
Никто, включая и мою мать, не мог тогда поверить в то, что вышедшая тридцать шесть лет назад[1] книга окажет такое мощное влияние на мир и на жизнь нашей семьи – книга, набранная не на компьютере, а на пишущей машинке. То, что сейчас легко делают на компьютере, моя мать делала с помощью ножниц: она вырезала куски текста из одного места и приклеивала их в другое. Сегодня такое даже трудно себе представить!
Моя мать всегда внимательно слушала, что говорят ей другие, и не жалела ни сил, ни времени на других матерей, впавших в отчаяние и нуждавшихся в советах по грудному вскармливанию. Я помню, как субботними вечерами лежала, свернувшись калачиком, на овчине в углу и прислушивалась к дыхательным упражнениям, которые выполняли супружеские пары на полу нашей квартиры, проходя первый в Германии курс подготовки к деторождению. Из этого опыта родилась книга о грудном вскармливании, и я лично благодарна матери за это.
Эта книга не раз помогала мне в жизни. Я никогда не думала, что моя мать не будет присутствовать при рождении моего первого ребенка и давать мне советы по грудному вскармливанию. Ужасно, что уже много лет назад, до того как я создала свою семью, она погибла в катастрофе. Но я все равно, несмотря на это, всегда могла спросить у нее совета, потому что у меня была ее книга. Моя мать оставила многим матерям во всем мире целое сокровище знаний, советов и утешений.
Мне радостно сознавать, что выходит в свет 39-е издание этой книги. С момента публикации первого издания тема грудного вскармливания обогатилась новыми научными достижениями, да и в повседневной жизни молодых семей, как и в понимании роли грудного вскармливания, многое изменилось, что потребовало внесения исправлений в текст книги. Аня Констанс Гака компетентно и бережно переработала предлагаемое вашему вниманию издание, приведя книгу в соответствие с современным состоянием науки. Я надеюсь, что эта книга будет и дальше служить стандартом для молодых матерей и, может быть, даже для моих дочерей, которые смогут найти в этом стандарте ответы на все вопросы, связанные с грудным вскармливанием.
Положительный опыт, полученный при рождении в США моей дочери Ани, и переживания, связанные с рождением сына Керри в немецкой клинике три года спустя, сподвигли меня на написание этой книги. Керри между тем уже вырос, и теперь, в 2000 году, выходит ежегодно пересматриваемое и исправляемое издание моей книги о грудном вскармливании. Тема грудного вскармливания не отпускает меня уже четверть века!
Но как это выглядело тогда, когда все начиналось? В моде было запрограммированное рождение и рутинное введение лекарств во время родов. Наркоз приводил к такой неестественной и ненормальной ситуации, когда в момент появления ребенка на свет его мать «отсутствовала». Отцов в родовой зал не допускали, и они не могли поддержать своих жен. После пересечения пуповины дитя уносили от матери. Отец и старшие братья и сестры вообще видели ребенка лишь после выписки из родильного отделения (обычно на седьмой-десятый день после родов), а до этого смотрели на него только через стеклянную перегородку. Родители и дети лишались драгоценного опыта общения в первый час после родов – в самую чувствительную фазу зарождения эмоциональной связи.
Под воздействием лекарств, которыми пичкали мать, ребенок появлялся на свет сонливым и вялым, неспособным на полноценный контакт с матерью. Новорожденных часто приносили матери только на третий день, и то лишь два раза в день, «потому что в это время у матери все равно нет молока». Само собой разумеющимся считалось кормление с четырехчасовыми интервалами с перерывом на ночь. Женщинам советовали взвешивать детей до и после кормления и компенсировать недостаточное питание из бутылочки. Сейчас трудно себе представить, что детей в массовом порядке лишали молозива, очень ценного питательного вещества, которое выделяется у матери в первые дни после родов. В результате грудное вскармливание проводили неправильно, и лишь 6 % матерей кормили детей грудью дольше шести недель. (По поводу более позднего периода данных нет, потому что число кормящих матерей после шести недель было исчезающе мало.) Грудное вскармливание представлялось докучливым, безрадостным и часто тяжким занятием, которое удавалось лишь очень немногим.
С тех пор многое изменилось. Многие клиники стали с большим вниманием относиться к физиологическим потребностям при рождении ребенка и даже предписывают кормление с первых же часов после родов. Женщинам перестали вводить лекарства и стали облегчать боль гомеопатией, акупунктурой, музыкой и массажем и прежде всего человеческим отношением. Всюду стали возникать родильные центры под руководством акушерок, а кроме того, женщины стали чаще рожать дома. Все чаще отцы присутствуют при родах, а первое кормление сразу после родов (что, помимо прочего, может показать, насколько активно ребенок сосет) и размещение ребенка в одной палате с матерью стали скорее правилом, чем исключением. В некоторых клиниках матери и новорожденные даже лежат на одной кровати. Проведенные исследования указывают на полезные свойства материнского молока и преимущества грудного вскармливания. Теперь даже руководители здравоохранения высказываются за грудное вскармливание и всячески его пропагандируют.