Русская Православная Церковь – крупнейшая автокефальная (самовозглавляемая) поместная церковь Православного мира. Она полностью независима от других православных церквей, однако сохраняет с ними единство в литургическом общении. Это самая крупная и влиятельная организация в России.
Бывший советник Президента США по национальной безопасности, известный американский политолог, социолог и государственный деятель Збигнев Бжезинский как-то заявил в порыве русофобии: «После крушения коммунизма наш главный враг – русское Православие». Да! Именно, Православие. Именно, русское. Православная Россия… (вспомним православные Болгарию и Румынию, союзные Гитлеру, Грузию, бегущую в НАТО, Украину, готовую лечь под американский сапог…) – лишь Россия, окрылённая Православием, лишь она способна поднять мир на борьбу со вселенским злом!
Так, почему же – Россия? Я размышлял над этим, и вот, к чему пришёл: Великая русская нация, – нация-спасатель! Так повелось, так уж сложилось. Так было, – Батухан… Наполеон… Гитлер, ИГИЛ1… и кто там ещё! – а, значит, так и будет! И в этом наша миссия на Земле! Миссия, возложенная Богом на Россию. Мы просто обязаны выжить, спастись в любом катаклизме, чтобы затем спасти другие народы.
Эта миссия как раз и определяет способность русского народа к выживанию да и в немалой степени объясняет его непростую судьбу. Народ-спасатель просто обязан, должен УМЕТЬ ЖИТЬ В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ, – даже в самых-самых! – с тем, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВЫЖИВАТЬ. Вот, Господь нас и испытывает, чтобы в форме находились, чтоб в любой момент было на кого положиться. Ну, и живём, – что ни день, то борьба! А если будем жить, как все в Европе, – размеренно, сытно, по устоявшимся правилам, – то расслабимся и станем… как все! И где ж найти тогда спасителя Европы?! А спасать-то, ежели что, опять нам придётся.
Итак, лишь Русское Православие способно поднять…
А, что же Россия? – А, Россия должна поднимать Православие. Ей надлежит лицом обратиться к Богу, воцерковиться и, – как минимум! – валом валить в храмы. И храмы эти строить.
Храмы России… Колокольный звон… – то одиночные удары благовеста, несущие благую весть о начале Богослужения, то радостный перезвон колоколов, – не это ли проповедь, отлитая в звуке?! Храмы России… – не их ли красотой наполняется наша душа?! Их величие… – не оно ли воплощает силу духа нации?! Так, покажем миру, сколь красива Русская Душа и сколь мощен Русский Дух!
Россия необъятна. А, необъятное, как известно, объять невозможно. В этой книге я постараюсь и, по возможности подробнее, рассказать о храмах той местности, в которой проживаю. А, живу я в северных предместьях Санкт-Петербурга: в Курортном районе Северной Столицы, в славном городке Сестрорецке.
Рассказ мой состоит из двух частей. Первая часть посвящена храмам Сестрорецка и входящих в его состав посёлков, а вторая – храмам Зеленогорска и других поселений Курортного района. Повествование будет сопровождаться моими собственными фотоснимками – их более сотни. Не один десяток километров протопал я с фотокамерой, чтобы эти снимки сделать! Думаю, не зря.
Немного о себе: кандидат наук, «технарь», литератор… Опубликовал с четверть сотни книг – в России и за рубежом.
Наука и храмы: как же это совместимо? А вот, представьте, – совместимо. И ещё как! Ведь, призвание науки – учить людей жить ПРАВИЛЬНО, религия же учит жить ПРАВЕДНО. По существу, одно и то же.
А теперь – с Богом!
Краткий исторический очерк
Курортный район Санкт-Петербурга занимает особое географическое положение: он, волею Господа, расположен на землях, некогда бывших северо-западным форпостом Государства Российского. Главным городом района, конечно же, является богохранимый Сестрорецк, земля которого никогда не попиралась вражеским сапогом! – На протяжении всей Российской Истории…
Рис.1. Памятный знак в честь основания Сестрорецка и его славного Оружейного завода, главного поставщика вооружения для армии и флота России при Петре I
Ныне же эти земли, площадь которых около 270-и квадратных километров, составляют северо-западную часть Большого Санкт-Петербурга, раскинувшись на северном берегу Финского залива. Значительную часть территории занимают леса, парки и лесопарки, что в сочетании с морским климатом, с чистейшим воздухом, напоённым лесными ароматами, с безграничными далями северных пляжей способствует, и немало, телесному оздоровлению жителей (а их более 76 тысяч) и отдыхающих.
Рис.2. Морские пейзажи
Забота же о моральном и духовном здравии населения возлегла на плечи причта двух с половиной десятков приходов: церквей, часовен и молитвенных домов Сестрорецка, Зеленогорска и небольших посёлков (Александровская, Тарховка, Белоостров, Комарово, Репино, Солнечное, Песочный, Дибуны…)
Устье реки Сестры (её нынешнее название) стало обживаться аж с середины II тысячелетия до нашей эры. И обживаться начало оно… – и это, будто бы, подтверждают «археологические находки», сделанные в дюнах у западного берега нынешнего озера Сестрорецкий Разлив (всякие там черепки, скребки, наконечники стрел из камня, консервные банки…) – так вот, обживаться начало устье реки Сестры ещё «древним человеком», как сказано в заключениях археологическиих экспедиций 1905 года. Но, позвольте, – уже вовсю процветала Египетская цивилизация эпохи Среднего Царства, Островная Минойская цивилизация готовилась передать эстафету материковой Эллинской… а у нас – древний, «доисторический» человек! Что-то здесь, пожалуй… – но, оставим это на совести больших учёных и пойдём дальше.
А, дальше было так. С образованием Северной Руси, как части Государства Российского, Карельский, Ижорский, Спасский, Ровдужский погосты Водской пятины (вся нынешняя Ленинградская область) издревле входили в состав земель Господина Великого Новгорода и открывали ему путь на Балтику!
Копорье (1237 г.), Корела и Тиверск (после 1293 г.), Ровдуж (ныне Сосново – 1480 г.) … – сеть этих новгородских крепостей покрывала всю территорию северо-западных русских земель, обеспечивая их защиту. Однако, с посягательством на эту исконно русскую территорию шведов, с возведением на ней Торгильсом Кнутссоном (шведским маршалом) крепости Выборг (1293 г.), начинается экспансия Швеции на восток.
Ореховецкий мирный договор от 1323 года, заключённый между Юрием Даниловичем (новгородским князем) и шведским королём Магнусом, определил по реке Сестре границу между Шведским королевством и землями Господина Великого Новгорода; ну а Столбовский мир (февраль 1617 года), подытоживший неудачную для России войну со Швецией (1614 – 1617 годы), полностью лишил Россию выхода к морю, образовав на территории нынешней Ленинградской области (от Выборга и до Луги!) шведскую провинцию Ингерманландию. В 1632 году на реке Неве возник и шведский город-крепость Ниеншанц. Таким образом, выход России к Балтийскому морю был наглухо закрыт.