Сауль Мартинес-Орта - Хрупкий разум. Нейропсихолог о том, какие сбои происходят в мозге и как это меняет личность человека

Хрупкий разум. Нейропсихолог о том, какие сбои происходят в мозге и как это меняет личность человека
Название: Хрупкий разум. Нейропсихолог о том, какие сбои происходят в мозге и как это меняет личность человека
Автор:
Жанры: Психиатрия | Нейропсихология | Клиническая психология | Состояния и явления психики
Серия: На грани безумия. Книги о жизни с психическими заболеваниями
ISBN: Нет данных
Год: 2024
Другие книги серии "На грани безумия. Книги о жизни с психическими заболеваниями"
О чем книга "Хрупкий разум. Нейропсихолог о том, какие сбои происходят в мозге и как это меняет личность человека"

Мозг – невероятно сложная структура с миллионами нейронных связей. Всего один маленький сбой в каком-нибудь его отделе может полностью уничтожить личность человека…

Все герои этой книги – реальные пациенты нейропсихолога Сауля Мартинес-Орты, который рассказывает истории их борьбы с самими страшными заболеваниями, разрушающими головной мозг: опухоли, энцефалит, болезни Альцгеймера, Паркинсона и даже тревожное расстройство.

Автор пытается разобраться, почему люди теряют связь с реальностью, как когнитивные нарушения влияют на поведение и где искать «лекарство», которое вернет человека в свое тело.

Вы узнаете:

· Какие заболевания способны навредить мозгу?

· Как отличить плохое настроение от серьезных когнитивных нарушений?

· Когда тревожность и страхи становятся опасной патологией?

· Почему монстры и призраки становятся реальными для больных?

· Какие нарушения приводят к потере эмпатии и садизму?

Бесплатно читать онлайн Хрупкий разум. Нейропсихолог о том, какие сбои происходят в мозге и как это меняет личность человека


Cerebros rotos: Pacientes asombrosos que me enseñaron a vivir

by Saul Martínez-Horta


© 2022 Kailas Editorial, S. L. All rights reserved.

The Russian Version translation is published by Limited company Publishing house «Eksmo» in 2024, by arrangement with Kailas Editorial through Rightol Media in China


© Кускильдина А.Р., перевод на русский язык, 2024

© ООО «Издательство «Эксмо», 2024

Предисловие

Мозг может сломаться. Это самое величайшее произведение, которое только можно представить, природа создала за тысячи лет эволюции. В результате идеально организованной работы систем из сетей клеток и химических веществ возникает нечто уникальное: то, что отличает людей от представителей животного мира – когнитивные процессы и их выражение через поведение. Интересно наблюдать, а тем более изучать и пытаться понять, когда что-то идет не так и рушится один из столпов, придающих порядок и последовательность образу жизни. Это то, чему посвящают себя люди, которым посчастливилось работать с этим «веществом».

Мозг и его свойства – это что-то невероятное, но любая часть всего этого легко разваливается вследствие какой-то из многочисленных причин… И когда мозг ломается, ломается все. У тех, кто страдает от этого напрямую, рушится представление о том, кем они были, какие есть и кем могли быть. У тех, кто живет по другую сторону, появляется отчаяние, ломается целая жизнь рядом с тем, кто перестает быть собой.

Более того, во многих случаях никто не осознает, что за этой забывчивостью, странными жестами, переменой характера, словами, которые не выходят наружу, видениями и подавленным духом есть мозг, который в один прекрасный день начал разваливаться.

Поломанный мозг существует, на самом деле каждый день он разбивается на тысячу кусочков. Но не всегда очевидно: кто, когда и как его сломал и какие последствия из этого вытекают. Жизнь с ним – лучший инструмент для достижения минимальной способности понимать, как работает мозг и что происходит во время поломки. Без этого анализа люди, пострадавшие от последствий повреждения, становятся странными сущностями, которые обычно вызывают у близких растерянность и даже страх.

Они безлики, безымянны, за ними нет никакой истории. Возможно, именно поэтому они так же пленяют, как и смущают. Они, как освещенные сзади силуэты, темные и непрозрачные формы, окруженные ореолом света. В них нет ничего, кроме контекста, в котором они живут, а также поз и жестов. Нет лица, нет черт, нет выражений, нет взгляда.

В каком-то смысле все люди и истории, которые научили меня тому, что собираюсь рассказать, были темными силуэтами в глазах каждого, включая и меня. Они были отвергнутыми, непонятыми, нападавшими, допрошенными и даже запуганными, потому что никто не включил свет.

Когда я оказался наедине с первой пациенткой, она представляла собой буквально силуэт на фоне света. Девушка сидела в инвалидной коляске и смотрела на кусочек Барселоны через огромное окно медицинского центра, где я проходил первую стажировку. В ракурсе это была непрозрачная форма, окруженная тем жестоким светом, который лучшие архитекторы модернистской школы умели пропускать в каждый уголок самых красивых барселонских зданий.

Я еще учился по специальности «нейропсихология» в неврологическом отделении больницы Сан-Пау, но чувствовал себя готовым абсолютно ко всему. Я знал наизусть все, что, как казалось, нужно, чтобы приступить к работе.

Она выздоравливала после нейрохирургической операции по удалению огромной опухоли головного мозга, глиобластомы, с мрачным прогнозом. Я подошел, уверенный в себе, и увидел огромный шрам через весь череп. Она была молода, но многочисленные признаки свидетельствовали о том, что какое-то время принимала кортикостероиды и сидела в кресле, а все банальности уже не имеют для нее значения.

Я подошел сзади и знаю, что она услышала, как приближаюсь, но не обернулась. Сел рядом и посмотрел на нее. Она в свою очередь посмотрела на меня, а затем снова – в окно. Я не мог скрыть впечатления, которое она произвела. В голове был идеальный список тестов, признаков и симптомов, которые нужно было провести и изучить. Вся теория была у меня в голове. Но реальность заключалась в том, что передо мной был человек, который прекрасно понимал, что жить осталось недолго, а сидящий рядом мальчик даже не знал, с чего начать.

Тогда я, в силу неопытности, не смог придумать ничего лучшего, как только сказать:

– Ита-а-ак… Как дела? Сегодня хороший день, да?

Она обернулась, улыбнулась и сделала гримасу, которая неизбежно означала: «Надо же, дурачок обращается ко мне…»

В этот момент я вдруг понял, что ничего не знаю. У меня уже были пациенты под присмотром, их было немного, но я чувствовал себя абсолютно способным лечить. Вся эта теория была прекрасна в цветной таблице и заметках в маленьком блокноте, который я всегда носил в кармане. Но тут происходило то, для чего не было ни таблиц, ни красок, ни заметок.

В тот день я осознал, что проведу остаток жизни, пытаясь изучить и понять то, что, возможно, нельзя полностью постигнуть. Теория – это всего лишь теория, а хрестоматийные случаи описаны только в пособиях. Со временем я обнаружил, что лучшее руководство по нейропсихологии называется «Пациенты», а уникальность, которая сопровождает детали каждого случая, трудно объяснить с помощью общих черт.

Анекдотическая и болезненная ситуация поставила меня в то место, где нужно быть постоянно, когда решаешь работать с людьми и их страданиями. Этой плоскостью наблюдения и отправной точкой любого подхода к сложной реальности больного всегда должно быть «смирение». Без него вряд ли можно получить доступ к процессу построения опыта и знаний. Он питается любопытством, с которым нужно наблюдать за миром других. Тогда со временем, используя теоретические и ручные инструменты, накапливается опыт, ускоряющий процесс оценки и понимания. Именно так мы учимся и, полагаю, в каком-то смысле питаем клиническую интуицию, которая будет сопровождать врача в дальнейшем.

Я не считаю себя экспертом ни в чем, тем более в сломанном мозге, но чувствую глубокое любопытство и острую потребность понять его. Пациенты научили меня гораздо большему, чем любая программа обучения, рассказав увлекательные истории о мире заболеваний головного мозга и их последствиях для поведения человека.

В книге я описываю некоторые клинические случаи из профессиональной практики, которые в силу своих особенностей оказали на меня влияние. Некоторые из них помогли понять фундаментальные аспекты того, как работает разум и как он трансформируется, когда ломается; другие питали мой опыт как личности.


С этой книгой читают
Похитить прохожего?Запустить салют в собственном доме?Вскрыть себе живот, потому что «там что-то мешает»?А может, просто продать свое тело за бутерброд?Никогда не знаешь, что в следующий раз прикажут голоса в голове – их невозможно контролировать без медикаментов. Как и невозможно прогнозировать, удастся ли вам сохранить здравый рассудок до конца жизни или нет?Сегодня больных психическими расстройствами становится все больше – как будто безумие н
В первый том избранных работ доктора психологических наук, профессора М.М. Решетникова вошли статьи и доклады, объединенные в тему «Современная психотерапия». Материал отобран по актуальности проблем для психологии, психотерапии и психиатрии нашего времени.В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Использован феноменологический метод в экзистенциальном анализе метафизического пространства, а также статья о психопатологии в медицине.
Доктор Шохом Дас, судебный психиатр, отвечает за лечение и судебное сопровождение пациентов и преступников, и это подлинные истории из его профессионального опыта. Работа приводит его в тюрьмы строгого режима и закрытые психиатрические лечебницы по всей Великобритании, а также в залы судебных заседаний, где он выступает в качестве эксперта и свидетеля.Чтобы предотвратить будущие преступления, автору приходится заглядывать в глубины подсознания са
Сколько судеб может погубить обычный человек, не являющийся политиком, серийным убийцей или шарлатаном? Как проявляется домашняя тирания, замаскированная под добродетель? Психологическая бытовая драма, происходившая в российской глубинке, следует по лабиринту нарциссического подсознания и балансирует между ничтожностью и грандиозностью.
Русская весна. Радость и ярость удлиняющихся дней. Три месяца, до предела насыщенных жизнью. Неотвратимый потоп новизны и восторг приближающихся праздников. Если можно такое описать словами, я постарался это сделать. Стихи взяты из моих "Белогорских циклов" 2012-2019 гг. Тексты расположены не по годам, а по дням – с конца февраля до конца мая. На обложке – автор на фоне весеннего степного пейзажа.
Углубиться в недры собственного подсознания, «зарыться… в ноосферу», изучить «ландшафты Космической души», познать собственное «я» и раскрыть суть понятия «духовность» на страницах этого сборника предлагает читателю современный поэт Александр Белкин. Автор выделяет две доминанты, на которых базируются все произведения книги: подсознание и Гиперборея, или ведическая Русь. Одни стихи помогают расширить границы разума и вытащить на свет то, что таит
Данное пособие разработано для проекта «Здоровье лиц старшего возраста», реализуемого при поддержке Гранта Губернатора Кубани, направленного на развитие гражданского общества.В пособии сосредоточены 30 основополагающих правил духовного и физического благоденствия, которые помогут каждому их прочитавшему преодолеть и разрешить внутренний конфликт, тревогу, агрессию. В сборнике нет четкого алгоритма и руководства к действию, но есть подсказки, чита
Беспокойство порождает плохой сон, который порождает еще большее беспокойство, которое порождает плохой сон... и так далее. Данная медитация поможет тебе справиться с причиной такого состояния, освободить своё сознание от тревожных мыслей и настроиться на целебные вибрации принятия и очищения. Благодаря этой практике, ты сможешь сконцентрироваться на внутренней энергии, проработать сложную жизненную ситуацию и направить свои ресурсы на достижение